Поход туда был событием. Почему пик популярности музеев в Воронеже пришёлся на годы СССР
В то время их число выросло в 5 раз.
Это было время, когда число музеев в Воронежской области увеличилось в пять раз. На советские годы пришёлся расцвет музейного дела в регионе. Тогда же собрали большую часть коллекций. Что видели в экспозициях воронежцы в 60-е и 70-е годы и как изменился с тех пор подход экскурсоводов к своему делу, расскажет корреспондент «Вести Воронеж» в традиционной рубрике «Архив».
Архив 1960-е годы
Здесь рассказывают об истории родного края. В залах краеведческого музея, кажется, мало что изменилось. Внутри, например, диорама с боями времен Великой Отечественной. Правда, в качестве зрителей – реальные участники тех событий. Музей посетили, в том числе, герои Советского союза и не одни – вместе с тогдашней молодёжью. Экспонаты они рассматривают очень внимательно.
Архив 1975 год
Геологический музей ВГУ тоже не без посетителей. Это 1975 год – шесть лет после его открытия. Ребята с интересом рассматривают образцы минералов, руд и горных пород. Камера хоть и не передаёт цвет, но блеск этих экспонатов хорошо виден. Сейчас, кажется, интереснее смотреть на тех посетителей. Кто-то под стать моде отрастил негустые усы, кто-то надел рубашки с популярными тогда заострёнными воротниками.
Архив 1959 год
А это – музей Крамского. Правда, на родине художника – в Острогожске. Один из старейших провинциальных музеев страны был практически разрушен в годы войны – экспонаты тогда эвакуировали. Вернули их только в 1957 году. На видео – пара лет после восстановления. Для острогожцев пойти туда –было событием. На стенах висели портреты и, конечно, пейзажи. Греческие мотивы для советских жителей явно были в новинку.
В честь Ивана Крамского назван и Воронежский областной художественный музей. Правда, его имя он взял в советское время – до мая 1984 года назывался музеем изобразительных искусств. Его создали из коллекций бывшего Губернского и Музея древностей и изящных искусств ВГУ. Причём, многие экспонаты тут появились в рамках пожертвований. Например, произведения Ивана Крамского передал его сын Анатолий. Его творчество, говорят, в СССР очень любили – воронежцы тогда предпочитали работы передвижников. Сейчас же уже работы мастеров советского периода ценят не меньше.
– Мы постарались концептуально этот зал оформить. И насытить его атмосферой 20 века – очень неспокойного, противоречивого. Когда на смену единственному академическому искусству пришло очень много течений. В том числе и авангардное. Пришла эпоха соцреализма. Которая сама в себе содержала различные стилистики уже после войны, – объясняет директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова.
Между тем, по словам музейщиков, коллекции с советского времени почти не поменялись, а вот отношение к рассказу о них постепенно меняется. Если раньше экскурсовод мог навязывать свою точку зрения, сейчас зрителей приходится заманивать интерактивом.