«Поздравь родных с праздником». Почему киллер ошибся в заказном убийстве под Воронежем
История о дружбе и больших деньгах – в материале «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
«Не может быть. Точно знаю, что это он – я свою работу сделал», уверял киллер пособника в убийстве. Но всё-таки он ошибался – мёртв был не армянский бизнесмен-миллионер, а его 23-летний сын. Резонансное уголовное дело о том, как один предприниматель заказал лучшего друга, продолжают рассматривать в областном суде. История о дружбе, предательстве, семейных ценностях и больших деньгах – в материале «Вести Воронеж».
«Два пулевых отверстия, и Алекс был мёртв»
Утром 24 февраля 2020 года у Александра Саркисяна начал беспрерывно звонить телефон. Звонила Маша, невеста его младшего брата Алекса (пара в ближайшее время собиралась пожениться). Жених в 9:50 написал ей, что выезжает из родительского дома. А после – пропал.
Александр, остававшийся после праздника ночевать у друга Дмитрия, мгновенно оделся. Парни сели в машину и поехали на Московский проспект к кафе «Лесному», которым владеет семья братьев. У молодых людей было две версии – либо произошла авария, либо Алексу за рулём стало плохо.
За день до трагедии Александр взял у младшего брата его Camry. Наутро Алексу пришлось поехать к невесте на отцовской машине. Это был специальный автомобиль для охоты – стекло в нём тонировано только со стороны водителя.
– На повороте к родительскому дому мы увидели машину в кювете. Александр крикнул: «Вот же он!» и на ходу выпрыгнул из салона. Через секунду я понял – что-то не то. Машина стоит неестественно. Тут услышал крик: «Дима, быстрее!» В нижней части стекла были два пулевых отверстия. Когда я открыл дверь, Алекс уже не дышал. Я понял, что произошло убийство, и позвонил в службу спасения, – так один из свидетелей Дмитрий Горбунов восстанавливал события в памяти перед судьёй.
В зале послышались всхлипывания матери Алекса Изабеллы – хрупкой женщины с гордым лицом. Она плакала всякий раз, когда в материалах дела звучало имя убитого ребёнка и один раз – когда обсуждалось, что было бы, если б наёмник застрелил того, кого заказали – её мужа.
«Всё, что у меня есть, отдай им»
Главный фигурант дела – бизнесмен Варужан Исунц по кличке Феликс, владелец сети заправок и гостиницы в Ереване. Ближайший друг семьи. Говорят, после трагедии убитый горем отец позвонил ему одним из первых. На похоронах Феликс сидел рядом, как и подобает лучшему другу.
– Семья пользовалась положительным добрым авторитетом в городе, – рассказывал свидетель Дмитрий. – Через несколько дней после трагедии дядя Самвел попросил у Феликса в долг. Семья находилась под госзащитой, и у них закончились деньги. Феликс согласился помочь, но потом стал рассказывать о проблемах с силовиками и обысках ФСБ. Стал меньше выходить на связь, чтобы выгадать время и понять, как себя вести. Но ведь если ты лучший друг, в момент трагедии ты отдашь этой семье всё. А здесь сыграла роль алчность, – рассуждал молодой человек.
За несколько месяцев до смерти Алекс рассказал друзьям, что случайно встретил в московском ТЦ лучшего друга папы. Он побежал навстречу Феликсу.
– Было видно, что Алекс, как ребёнок, был счастлив его видеть, – вспоминает Дмитрий.
Со слов семьи, об их деньгах не знал никто, кроме Феликса. У них с Самвелом был общий бизнес. По данным следствия, Феликс занял у друга 2 млн долларов. Именно нежелание отдавать долг привело к поиску киллера.
– За день до похорон Александр зашёл в комнату, там была его мать, отец и Феликс. Отец закрыл дверь и сказал другу: «Всё, что у меня есть, отдай им двоим. Если, не дай Бог, со мной что-то случится, я хочу, чтобы у них всё было хорошо». На что Феликс пролепетал «конечно», – пересказывал Дмитрий. – Убийство готовилось более полугода, и за это время он мог передумать, но не передумал. Хотя каждый день называл Самвела «любимым братом».
«Поздравь родственников с праздником»
По данным судмедэкспертов, Алекс Саркисян погиб от ранения сердца. Наёмник поджидал у ворот дома. Сразу после выстрелов киллер бросился бежать в сторону леса. По версии следствия, он прыгнул в микроавтобус, который увёз его в Москву. По пути наёмник обронил перчатку, а это, по словам криминалистов, всё равно, что оставить паспорт. Так следователи и вышли на Григория Шуршукова – 61-летнего жителя Москвы. По словам знакомых, ему остро нужны были деньги – дома лежачая мать и прочие проблемы. «Если это простой человек без охраны, возьмусь за 1 млн рублей», – установил ценник киллер.
Одним из тех, кто, по версии следствия, связал Григория Шуршукова и заказчика убийства, стал 46-летний Вячеслав Безин.
– В начале осени 2019 года ко мне обратился старый знакомый Марат М. Он знал, что я недавно вернулся из тюрьмы. Спросил: «Есть кто-то из знакомых, кто мог бы убрать человека?» За это обещал «отблагодарить какой-то суммой». На вопрос, что такого страшного сделал человек, которого надо убить, мне объяснили, что это педофил, – отвечал на допросе обвиняемый в пособничестве в заказном убийстве Вячеслав Безин. – Я вспомнил о своём друге Григории, который раньше говорил, что готов совершить любое преступление за деньги.
Осенью 2019 года Григорий получил нарисованную от руки схему М-4 «Дон» с домом бизнесмена и отправился в Воронежскую область. Осмотрев место, он согласился взяться за дело и вернулся в Москву.
Сто тысяч рублей и пять фотографий, на которых кафе «Лесное», два автомобиля и пожилой мужчина-кавказец. Всё это передали киллеру. Григорий ответил: «У меня фотографическая память, я всё запомню». Но что-то пошло не так.
Горе-киллер, поймать которого не составило труда, сдал Вячеслава силовикам, а тот – всех по цепочке.
В суде Вячеслав Безин признавал вину и раскаивался. За три-четыре недели до выстрела он якобы засомневался и предложил Марату отказаться от участия в преступлении. Однако киллера так никто и не остановил.
А 24 февраля от него пришла похожая на шифр СМС: «Поздравь родственников с праздником». Тогда Вячеслав понял, что всё кончено. И только через несколько дней стало известно, что убили не того.
– Этого не может быть. Я точно знаю, что это он, я свою работу сделал. Буду уточнять, – отвечал киллер.
Ни о каком миллионе речь больше не шла.
Ключевым пособником в деле стал 43-летний Марат М. Именно его заказчик убийства попросил найти киллера за вознаграждение в 3 млн рублей. Предполагается, что Марат сейчас скрывается в Армении.
Варужан Исунц – очень маленький по росту армянин. В суде он забился в самый дальний угол «аквариума», надвинув на глаза кепку и пряча лицо под маской. На вопросы судьи отвечал неохотно и невпопад. Мать и отец Алекса сидели так, чтобы не пересекаться взглядами с теми, кто в «аквариуме». В моменты рыданий Изабеллы никому не было видно лица Феликса.
Главный фигурант дела вину не признаёт. Один из его коллег на допросе рассказал, что в 20-х числах февраля тот позвонил ему в плохом настроении. Мужчина сказал, что вернулся из Сочи и направляется к другу, у которого убили сына. По голосу коллеге показалось, что Феликс плакал.