Чистейший родник и урожай. Чем богато верхнемамонское село Лозовое

Территорию облагораживают и взрослые, и дети.

Недалеко от районного центра, в селе Лозовое, создаётся уникальная парковая зона. Вся эта зона носит общее название «Белые ключи» – место во многом уникальное. Названием своим речка обязана болотистым берегам. Кстати, и само Лозовое полвека назад называлось не сегодняшним именем, а Гнилушей. В речке детвора училась плавать, ребятишки  ловили рыбу.

Сегодня «Белые ключи» не узнать: обустроена купель, оборудованы места для отдыха под сенью ивняка и лозы. Место это уже успело полюбиться и взрослым, и детворе.

– Село богато родниками. Это начало речки Гнилуша, она впадает в Дон. Три года назад жители села решили обустроить речку своего детства, если уж не в прежней полноводности, то создать здесь парковую зону, – рассказывает директор ООО «Рассвет» Сергей Агибалов.

Руководитель здешнего хозяйства Сергей Агибалов приглашает нас к «Белым ключам» – попить холодной родниковой воды. С дальней дороги, тем более в изнуряющую жару, мы с удовольствием соглашаемся, и уже через несколько минут, спустившись по крутым ступенькам, окунаемся в удивительную прохладу и тишину.

Получилось хорошее место отдыха. Прохладно. В жару можно хорошо отдохнуть. Самое главное купель. Не только на Крещение. Купаются постоянно. Приезжают из райцентра, чтобы окунуться в живительную прохладу. Температура воды  зимой и летом – 8 градусов.

Расчищены родники, многие из них забили с прежней силой, и к Дону уже побежал широкий ручей. Через него переброшены деревянные мостики, устроен колодезный сруб, оборудована купель с чистейшей водой. Есть Кременицкий родник. Его почистили и проложили к нему тропу здоровья, уложили деревянный настил. И выходит он прямо на сельскую улицу, словно зазывая селян к «Белым ключам». А есть родник Борисов-колодец – первый в нашем селе.

«Белые ключи», их святой источник и купель с оздоравливающей душу и тело ледяной водой освящены церковью и уже включены в число православных маршрутов.

– Сегодня обустроено три места в нашем селе. А родников гораздо больше. Значительную часть забот на реализацию проекта «Белые ключи» взяло на себя здешнее хозяйство, – делятся историей с журналистами.

И это не удивительно: учредитель «Рассвета» Юрий Волобуев и директор хозяйства Сергей Агибалов считают себя ответственными за жизнь своих односельчан.

А их первые помощники в делах – местные дети. Ребята хотят сделать родную землю ещё прекраснее и богаче. Они ухаживают за посаженными молодыми деревцами.  Их мечта – превратить участок земли в центре села в сиреневую рощу. Чтобы через год она зацвела.

– Более 300 деревьев и кустарников от мемориала, сквер, сад Памяти, Аллея Героев. Ежедневно поливаем, выкашиваем траву. Детишки заняты каждый день: с утра до вечера, – рассказывает руководитель клуба «Вымпел» Сергей Песенко.

Может быть, в такие минуты и зарождаются у ребят крестьянская любовь к плодородной ниве, хлеборобское мастерство, радость нового урожая.

– Побольше бы таких ребят, которые настроены трудиться на благо родного села, – отмечает глава хозяйства. 

– Это наша гордость. С ребятами занимается тренер Сергей Леонидович. Они не сидят без дела. Поддерживают чистоту, смотрят за порядком. Когда этот проект создавали, у нас были мысли, что вандалы всё разрушат. Удивило, что никто ничего не трогает, – признаётся Сергей Агибалов.

– Здесь будет сад, который они посадили и вырастили. Уедут, поступят, приедут сюда. Детям своим будут рассказывать, гордиться этим. Это важно. А родители спокойны за своих детей. Хлеб убирают, – говорит Сергей Песенко.

Сегодня главная забота на селе – жатва. Идёт уборка пшеницы. Сейчас важно собрать урожай без потерь. В этом году он даётся слишком дорогой ценой. Качество зерна, как отмечают земледельцы, в норме, а вот урожай мог быть и больше: 36 центнеров с гектара слишком мало. Экономика такова, чтобы не уйти в минус. Затраты скорее всего окупятся, но о серьёзной прибыли речи не идёт. Правда, не исключено, что закупочные цены вырастут. Ведь засуха сейчас повсюду.

– Вкладывали в этот год затраты, пытались вытянуть пшеничку. Озимая пшеница взошла весной, осенью развития не было. Дожди пошли в конце октября, а в зимовку посевы ушли слабые. Мы всё сделали, но погода подвела. Дождики были, но не обильные. Влажность быстро испарялась. Можно показать трещины – это результат засухи. Влаги не хватило, – рассказывает директор ООО «Рассвет».

– Были надежды на хороший урожай. Надежды не оправдались. Погода была не совсем соответствующая. Озимые не распустились. Не было густоты для хорошего урожая. Урожай ниже среднего 33-35 центнеров с гектара. На отдельных участках до 40. Идёт продовольственная пшеница, хлебопекарная 3-4 класса. Хлеб можно печь, – говорит главный агроном Алексей Шарко.

Для земледельца самый больной вопрос сегодня связан с ценой на нынешний урожай – станется ли она прежней или будет значительно ниже. От цены на хлеб зависит дальнейшее благополучие села. Причём на хороший урожай кукурузы в этом году земледельцы тоже не надеются.

– Сейчас дефицит влаги испытывает и кукуруза, она начинает сброс нижних листьев. Также у неё начинают сворачиваться и верхние листья. Нужен дождик, чтобы початок наполнился зерном, – уверяет Сергей Агибалов.

Зная о том, что в сельской амбулатории теперь принимает не фельдшер, а врачи из райцентра, люди стали чувствовать себя более уверенно. В фельдшерско-акушерском пункте открыт центр неотложной помощи.  У людей опала необходимость искать транспорт для больного, чтобы съездить в райцентр.

– Этот год для нас тоже тяжёлый в условиях пандемии, но мы справляемся. В селе прошла вакцинация: привиты пенсионеры, жители трудоспособного возраста. Люди довольны, что всю медицинскую помощь можно получить рядом с домом, – рассказывает заведующая ФАП Наталья Гостева.

Руководителя хозяйства, стремясь грамотно вести своё дело на земле, не забывают о тех, кто работает на ней, делают социальную среду, в которой они живут, комфортней и благоустроенней.

Это показатель социального обустройства селян, всего сельского благополучия. И чем этот показатель лучше, тем больше у людей уверенности в завтрашнем дне.