В Воронежской области начали массово засыхать сосны

Учёные уже установили причину.

4240
Вести Воронеж Инна Доровская

Сосновые леса Воронежской области засыхают. Повреждённых или погибших деревьев там всё больше. Атакует их грибок, а помогают ему жара и засуха, без воды деревья не могут справиться с болезнью. Масштаб повреждений оценивается уже в 10% от общего количества сосен, и пока лучше не становится. Такая ситуация, кстати, не только в нашем регионе. Удастся ли вылечить легкие региона или масштабные рубки неизбежны, выяснили «Вести Воронеж»

Жёлтые пятна в посадках, которые должны быть вечно зелёными, лучше всего просматриваются с высоты. Эта лесополоса – в черте города, граничит с Московским проспектом. С земли можно разглядеть не только пожелтевшую крону, но и огромные куски коры в траве.

Если из-за вредителей кора отошла от дерева, оно погибло – сокодвижение прекратилось. Такое дерево будет вырубаться, поскольку оно уже мертво и представляет опасность для окружающих растений.

Первыми тревогу забили жители Павловского района. Сообщения о том, что сосны погибают, появились еще в середине мая. С того момента, говорят, ситуация постепенно ухудшается.  «ГЧ»

– Последний год очень много стало сухостоя, в лесу стало не пройти, то есть он повален и никто за ним не следит, пожаловалась жительница села Александровка-Донская Екатерина Игуменкова.

Тогда специалисты начали проверку состояния лесов. Визуальный осмотр, после – тесты и окончательный вердикт. Сосны не просто засыхают, они болеют. И эта болезнь в первую очередь поражает молодые деревья.

Вот по таким юным представителям леса можно довольно легко понять, что ослаблены все насаждения. Соснам не больше 10 лет, но они уже поражены ценангиевым некрозом. Основные признаки этого заболевания – пожелтевшая, но ещё не опавшая хвоя, которая соседствует рядом с совсем зелеными ветками. И если у одного дерева ещё есть шанс оправиться, то более поражённое, скорее всего, погибло совсем.

Ценангиевый некроз – грибковое заболевание. И споры этого гриба есть даже в здоровых деревьях. Но опасны они лишь для ослабленных участков леса. Поэтому в гибели насаждений далеко не последнюю роль играют и сопутствующие причины – отсутствие дождей и многолетнее понижение уровня грунтовых вод. Чтобы подтвердить болезнь, деревьям сделали ПЦР- и ДНК-тесты. 

– Привезённые образцы были разной площади, где было диффузное усыхание, где только в начальной степени. То есть это разные совсем участки, но такое массовое усыхание из-за данного заболевания впервые, рассказал директор Центра защиты леса Воронежской области Владимир Сиволапов.

Сейчас специалисты продолжают обследовать зелёные лёгкие региона. Буквально живут в лесах – только так, говорят, удастся оценить состояние каждого дерева и масштаб бедствия в целом. По предварительным подсчётам, поражены около 10% всех сосен.

– За их состоянием мы будем следить постоянно. По мере усыхания будут проводиться лесопатологические обследования. В случае, если будет наблюдаться ухудшение состояния, будут назначаться санитарно-оздоровительные работы, санитарные рубки, – рассказал начальник отдела управления лесного хозяйства Воронежской области Аркадий Крылов.

Но вырубка коснётся только тех деревьев, которые уже не спасти. Если кора не отваливается и на сосне есть хоть одна зелёная ветка, её, скорее всего, под топор не отправят, а дадут  шанс – наблюдать за её состоянием будут минимум год.

Согласно исследованиям, высокая пораженность ценангиозом может сохраниться и через пять лет после вспышки заболевания. Причём в поражённых культурах возможен различный прогноз – как улучшение, так и ухудшение состояния деревьев.