Вместо 15 лет за пять. Как в Воронеже в рекордные сроки создали водохранилище
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Сугробы и сплошной лес. Тех, кто проделал этот непростой путь, встречает надпись «Строительство воронежского водохранилища». Его и зимой, и летом тут вёл «Стройтрест» №2. Взмах руки – и вот земля уже летит вверх от взрыва. Так строили плотину.
Там, где сейчас вода, вовсю трудится техника. Шагающие экскаваторы копают землю, активно возводят и ось плотины. Водоём, кажется, не зря называют первым рукотворным такой площади – работы тут нередко велись вручную.
Открытие водохранилища стало для воронежцев настоящим праздником и собрало сотни людей. В торжественной обстановке тогдашнему председателю горисполкома Виктору Поспееву вручили ключ от гидроузла. А уже после все пошли смотреть и работу сооружения.
С появлением водохранилища в городе в полной мере стало развиваться судоходство, раньше для этого глубины реки еле хватало. Это – первое шлюзование. За теплоходом с туристами воронежцы следили очень внимательно. А после в честь события даже перерезали красную ленту. Следующие рейсы не заставили себя долго ждать – очереди уже тогда ожидали несколько судов.
Водохранилище не зря прозвали воронежским морем. Черноморские курорты воронежцам были не нужны. Ведь водоём буквально поражал своими масштабами. Вместе с ним появилась мода и на водные виды транспорта. Например, лодки и яхты.
Кто-то рассекал по водоёму на «моторках» и водных лыжах, кто-то отдавал предпочтение парусному спорту. Те, у кого лодок не было, наслаждались видами из тех самых теплоходов. Каждый рейс, конечно, проходил мимо корабля у Вогрэсовского моста.
Корабль, который теперь стоит уже у Чернавского моста, вспоминает главный инженер «Стройтреста-2» в 1970-х годах Геннадий Сафронов, создали его коллеги, строители воронежского моря. Идея пришла начальнику стройтреста Георгию Сухомлинову. Идея горожанам очень понравилась. А вот сам водоём, рассказывает, с каждым годом терял привлекательность и популярность. Одна из самых главных проблем, которую не удалось решить ещё в советское время – глубина.
– Отводилось в своё время, когда рождался проект водохранилища, 15 лет на строительство, очищение и заполнение. Но к тому времени все эти 15 лет превратились почти в пять. В те времена никто не мог как следует подумать об экологии. В те времена к этому относились не так серьёзно, – говорит Геннадий Сафронов.
Сейчас водохранилище у воронежцев ассоциируется с грязью и неприятным запахом, однако без него вся левобережная часть города функционировать бы просто не могла. Жилым домам и предприятиям воды ещё до его строительства не хватало. Река Воронеж для этого была слишком мелководной.