Засыхающие озёра и урожай. Лето-2021 стало самым жарким в Воронежской области за 10 лет
Во многом виной тому человек.
Лето 2021-го – самое знойное за последние десять лет. Воронежская область оказалась среди четырёх российских регионов, где климат меняется с наиболее опасными последствиями. Такие данные опубликовал Институт глобального климата и экологии Росгидромета. Жара, уверяют синоптики, может смениться резким холодом и катастрофическими осадками. Впрочем, и без синоптиков видно: с погодой что-то происходит. Это глобальное потепление или всё же дело человеческих рук? И самое главное, что делать и не превратится ли Воронежская область в пустыню? Разбирались «Вести Воронеж».
На метеоплощадке географического факультета ВГУ данные о погоде собирают последние лет десять. Температура, влажность, количество осадков, высота облаков. Собранные за многие годы данные подтверждают – климат действительно меняется. Еще тридцать лет назад средняя температура на планете была -0,2 градуса Цельсия. А сейчас уже плюс один.
– Однозначного ответа «почему» – нет. Есть и человеческий фактор, есть и природный фактор, судя по всему, связанный, как говорится, с глубинными процессами внутри Земли, – рассказал заведующий кафедрой природопользования ВГУ Леонид Акимов.
К Воронежу теперь свободно доходят воздушные массы из тропиков. Этот год тому подтверждение. К июлю воронежцы устали считать про температурные рекорды, но учёным важнее другое – зной, который держится не пару дней, а долгое время. Так называемые «волны жары» – яркое свидетельство изменения климата. И чтобы увидеть эти свидетельства, необязательно быть учёным.
– Трещины такие, что ладонь может пролезть. Дождики перепадали в течение вегетации, но они были кратковременные, и не такие обильные, как хотелось бы, – сетует главный агроном сельхозпредприятия Алексей Шарко.
Рыжие пятна на зелёном ковре. Так все чаще выглядят воронежские леса с высоты птичьего полёта. Деревья сохнут, как говорят специалисты, из-за грибка. Он называется Ценангиум. Но обычно соснам он не страшен, если достаточно влаги.
Озёра Воронежской области начинают пересыхать, как, например, Бабье в Аннинском районе. Ещё весной здесь плавали утки, а сейчас только камыш. Памятник природы регионального значения просто исчез.
– Это впервые сложилось за 130 лет. Фактически на следующий год будет 130 лет наблюдения за колодцем, – рассказал исполняющий обязанности директора Воронежского федерального научного центра имени В.В. Докучаева Владимир Чайкин.
Винить только глобальное потепление нельзя, говорят климатологи. Ведь это человек вырубает леса, распахивает поймы рек, из которых бездумно качает воду. Климат меняется, а люди меняться не хотят.
– Если лес был заложен природой изначально, надо, значит, вернуть всё в исходное положение. Давайте реки выкачаем, польём, как говорится, а потом будем говорить, у нас воды не хватает, что мы будем делать. Да что делать, вернуть всё в исходное состояние, – считает заведующий кафедрой природопользования ВГУ Леонид Акимов.
Но чтобы вернуть воронежскую природу в исходное состояние, надо очень постараться. Ведь вырубать наши леса начал еще Пётр Первый, когда строил флот. Климат тогда резко изменился, стал более сухим, реки обмелели. Так что, если мы хотим пережить глобальное потепление относительно нормально, выход только один – высаживать деревья. И с этим нужно поторопиться. Ведь им надо ещё вырасти. А это 50 –100 лет.