Взрыв на остановке и мощный пожар. Какие ЧП с маршрутками потрясли Воронеж в 2021 году

Эксперты считают, что в отрасли назрел мощный системный кризис.

13643
Вести Воронеж Елена Гончарова

Фото: Вести Воронеж

Власти Воронежа уже несколько лет уговаривают горожан отказаться от личных автомобилей и обещают воронежцам комфортный общественный транспорт, но пока удобнее и безопаснее маршрутки не становятся. Более того, они появляются в сводках дорожных происшествий всё чаще – и всё больше их пассажиров оказываются после поездки в больнице. Маршрутки сталкиваются на дорогах друг с другом и легковыми автомобилями, сбивают велосипедистов и пешеходов, врезаются в пожарные машины и фонарные столбы, горят на ходу и даже взрываются. «Вести Воронеж» собрали самые громкие аварии с участием автобусов в 2021 году и спросили у эксперта, в чём причина и можно ли ситуацию исправить.

За первые семь месяцев 2021 года в Воронеже произошло 90 ДТП с участием маршрутных автобусов, рассказали в пресс-службе ГИБДД по Воронежской области. Травмы получили 98 пассажиров, два человека погибли. Это больше показателей предыдущего года. В 2020-м за первые семь месяцев произошло 74 таких ДТП, погиб один человек, а ранены оказались 93.

Взрыв в маршрутке

Фото: Вести Воронеж

Самым страшным происшествием не только 2021 года, но и последних нескольких лет с участием маршруток стал взрыв ПАЗа, который прогремел в центре Воронежа вечером 12 августа. Взрывной волной у автобуса вырвало стены и сорвало крышу, а разбитое стекло засыпало асфальт в радиусе десятков метров. При взрыве пострадали 26 человек. Две женщины погибли, обе в больнице, одна – почти сразу после ЧП, вторая на следующее утро. Большинство пострадавших уже выписались, но один, спустя три недели после взрыва, всё ещё остаётся в реанимации в тяжёлом состоянии. К расследованию взрыва привлекли лучших экспертов и криминалистов страны, его взял на личный контроль глава Следкома Александр Бастрыкин. Но причины ЧП неизвестны до сих пор.

ДТП с 5 пострадавшими

Фото: Ирина Горлищева, Типичный Воронеж

Пять человек госпитализировали после столкновении двух маршруток на улице Минской в начале апреля. Хотя изначально информация была о семи попавших в больницу пассажирах. Два автобуса одного маршрута, №122, не поделили дорогу на Ленинском проспекте, в районе остановки «Минская». После столкновения один из автобусов отлетел в стоящий на обочине полуприцеп грузовика. Компанию-перевозчика, ООО «ВГТК», СК заподозрил в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В мэрии причиной ДТП тогда назвали гонку за пассажирами.

Возгорание на ходу

Фото: Никита Побежимов

В конце августа на улице Богдана Хмельницкого прямо на ходу загорелся автобус 90-го маршрута, он ехал с пассажирами. Первыми пламя заметили проезжавшие мимо сотрудники ДПС. Они остановили автобус и помогли горожанам выбраться из горящей машины. Фото и видео полыхающего и окутанного чёрными клубами дыма автобуса быстро заполнили соцсети. Чтобы потушить огонь, пожарным потребовалось всего 10 минут, но 90-й за это время успел сгореть дотла. Газовый баллон на крыше не взорвался чудом. При этом автобус даже не был старым, сгоревший 90-й – одна из первых в городе машин с кондиционерами, которые перевозчик закупил два месяца. Причины пожара неизвестны, по одной версии, загорелся двигатель, по другой – что-то на крыше.

Гипертонический криз за рулём

Фото: Вести Воронеж

Два одинаковых ДТП произошло в Воронеже в августе – автобусы большой вместимости прямо на ходу врезались в фонарные столбы. Маршрутка №80 – на улице Плехановской, в районе площади Застава. Автобус маршрута 5а – на площади Ленина, рядом с оперным театром. В двух ДТП пострадали в общей сложности шесть человек. Водитель автобуса №80 потерял сознание за рулём, у него диагностировали гипертонический криз. Во втором случае причина аварии неизвестна. Перевозчик предположил, что водителю стало плохо за рулём или он мог отвлечься на телефон. Переутомление в обоих случаях представили транспортных компаний опровергли – водители отдыхали перед рейсами. Однако по словам председателя совета директоров  компании «Автолайн» Дмитрия Крутских, летом такие происшествия провоцирует жара. На автобусах большого класса очень много опытных возрастных водителей, и им в такую погоду часто становится плохо.

Сбитая на парковке девушка

Фото: Pexels

В середине апреля маршрутный ПАЗ №57в сбил 22-летнюю девушку прямо на стоянке. Авария произошла рано утром на улице Лизюкова, когда водитель автобуса пытался припарковаться. Пешеход получила травмы, с места аварии её увезли в больницу.

Причины роста числа происшествий с маршрутками

– Качество и безопасность воронежского транспорта не просто плохие, а катастрофически плохие. Причин тому много, но фундаментальная – одна. Сегодня маршрутка – это способ освоить деньги людей, стоящих на остановках, а не обеспечить их мобильность и безопасность. Пока не будет регулирования в сфере транспорта как в инфраструктуре, необходимой для жизнеобеспечения, все эти истории про «загорелся – врезался – сбил» будут и продолжаться, и усиливаться. Пресловутое обновление подвижного состава, краеугольный камень всей нашей муниципальной политики, не решает этих проблем вообще: 30 августа в столб врезался новый автобус, а  сгорел на маршруте – полуторагодовалый, – говорит соучредитель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Единственное, что может исправить ситуацию, по его мнению, это создание гарантирующего государственного перевозчика и переход на систему брутто-контрактов как можно быстрее.

– Кроме того, нужно восстанавливать государственную систему подготовки водителей и персонала общественного транспорта, со стажировками, теоретической подготовкой, длительной работой с инструктором, с планом подготовки,  исходящим из потребности автопредприятий. Также необходимо воссоздание инфраструктуры общественного транспорта и системы социальных гарантий работникам, которая нужна для повышения престижа профессии. Простых мер нет. Налицо мощный структурный кризис отрасли, – уверен Юрий Новиков.

О престиже профессии водителя общественного транспорта речи сегодня действительно не идёт. Играют роль и зарплаты – они недостаточные, чтобы удержать людей за рулём автобуса. Водители массово уходят в другие сферы – идут на стройки или нанимаются в дальнобойщики. Сегодня город столкнулся с огромным дефицитом таких кадров – на маршруты не выходят до трети автобусов, потому что ими просто некому управлять.