«Некому даже мыть полы». Воронежские рестораторы столкнулись с острым дефицитом кадров
К кризису на рынке труда привела пандемия.
Посетители есть, а обсуживать их некому. В ресторанном бизнесе серьезный дефицит персонала. За полтора года пандемии сотни официантов и поваров ушли из этой сферы. Что делают предприниматели, чтобы привлечь новых сотрудников и удержать старых от увольнения, с чем связан сильный дефицит персонала, и каковы прогнозы на ближайшее время, узнали корреспонденты «Вести Воронеж».
Даже полы вымыть и то некому, жалуется владелец кафе Михаил Меркулов. Ещё летом ушла последняя уборщица. Теперь, говорит, приходится приглашать их из других заведений хотя бы на пару часов. Ещё очень нужны повара.
– У меня вакансии некоторые висят по два-три месяца, я просто не могу их закрыть, самое главное – звонков нет. Единственный способ поиска персонала, который реально более-менее действует, когда знакомых приводят, например, официант приводит своего друга какого-то. Я недавно учредил некую премию, там, три тысячи рублей, «приведи товарища или знакомого работать, если он остается в течение двух месяцев, я плачу три тысячи тому человеку, который привел мне сотрудника, – рассказал Михаил Меркулов.
Владелец известных в городе кафе и ресторана Михаил Носырев рассказывает, что за время пандемии заведения потеряли 90% сотрудников. Сейчас закрыть удалось лишь треть вакансий.
– Пришли люди, мягко выражаясь, без опыта работы, во-первых, во-вторых, персонал невероятно омолодился. Надо понимать, что это не проблема Воронежа, точно такие же проблемы есть и в Москве, и в Питере, и в Нью-Йорке, и в Париже, – говорит Михаил Носырев.
Дефицит персонала рестораторы почувствовали после того, как вышли с самоизоляции. Большинство работников поменяли сферу деятельности, многие, например, стали курьерами. Оставшиеся – на вес золота. Между тем, новых кадров попросту нет.
– Часто записываются на собеседование и просто не приходят, это удивительный процесс, который изначально вызывал у меня много вопросов, сейчас уже принимаю, как данность. Много молодых людей не понимают ответственность даже перед потенциальным работодателем, – считает ресторатор Анастасия Субботина.
А ещё виноват интернет, жалуются предприниматели. Молодежь смотрит на топ-блогеров и тоже хочет зарабатывать в интернете. Владельцам заведений всё сложнее сделать так, чтобы дефицит официантов, например, был незаметен для посетителей.
Тяжелее всего приходится выходные, говорят рестораторы, поток людей большой, и персонал физически не может обслужить всех посетителей оперативно. Из-за того, что гости долго ждут свой заказ, книга жалоб ежедневно пополняется новыми негативными отзывами.
Острейший дефицит кадров не только в ресторанном бизнесе, но и в туризме и гостиничном секторе, это данные рекрутинговой онлайн-платформы Head Hunter. На одну вакансию соискатели откликаются единожды, до пандемии откликов было пять-шесть. Это низкий показатель конкуренции, говорят эксперты. За последние полгода компании разместили на 50% больше вакансий, чем в прошлом году, но большинство остались без внимания.
– Среди фундаментальных факторов дефицит молодежи, связано это с демографической ямой, которая наступила в этом году, в начале 2021 года, мы ощущаем, что молодежи становится значительно меньше среди работоспособного населения, и такая ситуация продлится еще до 2035 года. Также играет роль снижение миграционных потоков, то есть мы в этом году в Воронежской области не увидели иностранных работников, они не доехали из-за ограничений к нам в регион, – объясняет руководитель пресс-службы компании HeadHunter ЦФО Валерия Иванова.
Впрочем, дефицит не сильно сказался на зарплатах официантов, администраторов и поваров. По данным Head Hunter, за последний год они выросли в среднем на 3-5 тыс. рублей. Для рестораторов это значительные расходы, но вряд ли такие суммы удержат или привлекут новые кадры. И прогнозы пока только негативные, говорят специалисты. Для многих молодых ребят работа, например, официантом – сезонная – только на лето. А значит, сейчас, когда началась учёба, они будут массово увольняться.