Эксперт раскрыла проблемы работы с неблагополучными семьями в Воронеже

По мнению социального педагога, гораздо больше стало отписок, чем действий.

3452
Вести Воронеж Софья Квасова

Фото: Pexels

Неблагополучных родителей стали реже лишать родительских прав. Правильно ли это – ведь порой из-за халатности взрослых и контролирующих органов дети погибают? «Вести Воронеж» поговорили с социальным педагогом с опытом более 15 лет. Сейчас собеседник, пожелавший остаться анонимным, работает в одной из школ города. Эксперт назвала основные проблемы в системе работы с неблагополучными семьями.

По мнению специалиста, в 2000-х такими семьями занимались более активно.

– И полиция, и опека, и комитет соцзащиты работали более слаженно – мы, социальные педагоги, работали в тандеме с ними и могли обратиться к ним в том числе по материальным вопросам. Могли детей в лагерь отправить, причём в курортных районах, могли их родителям найти работу через службу занятости. Там откликались, сейчас больше равнодушия, возможностей – меньше. Если родители и условия воспитания были совсем безнадёжными, приходилось лишать родительских прав. Сейчас же тенденция на то, чтобы оставлять ребёнка в семье. Но и реабилитирующая работа с ней ограничена. У школы нет никаких возможностей, кроме воспитательных – мы ходим по квартирам, бесконечно ведём беседы с детьми и родственниками, – рассказала педагог.

По её словам, раньше один из пунктов её работы было раннее выявление неблагополучных семей. Очень помогало общение с жилищно-коммунальными отделами – там охотно давали информацию о неблагополучных семьях. Сейчас эту службу в районе укрупнили. Социальные педагоги получают сигналы от соседей неблагополучных семей, полиции и классных руководителей. В целом, рассказала специалист, система сейчас построена на заявлениях – семья сама должна рассказать, что ей нужна помощь.

– Семей, конечно, много, а мы их всех не знаем, – сетует специалист.

По словам социального педагога, последний раз в её практике родителей лишали прав семь лет назад. Специалист рассказала, что в таких случаях ребёнка стараются отдать под опеку другим родственникам, если не получается – сразу ищут приёмную семью. Если же ребёнка всё-таки никто не берёт, его отправляют в интернат.

– Бывают грустные истории, когда приёмные родители не заботятся о детях – забирают их деньги. Но и обратное я тоже встречала. Раньше интернатов было больше, сейчас же многие закрыли. Закрылись и некоторые кризисные центры матери и ребёнка, – рассказала педагог.

С чем именно это связано и хватит ли сейчас в интернатах места на всех детей, которых действительно стоит забрать из семьи, педагог оценить не решилась.

– Я чувствую, что моя работа стала более формальной. Много документов, отписок. Посчитать, сколько неблагополучных семей, написать, что у них за проблемы. А дальше что? Реальная судьба человека теряется, – считает опытный педагог.

При этом специалист отметила, что лишение родительских прав – крайняя мера. Попадая в чужие стены интерната, ребёнок страдает. К тому же, как правило, дети очень привязаны к своим матерям, даже если те ведут асоциальный образ жизни.

Недавно в Воронежской области при пожаре погибли четыре ребёнка и их мать. Соседи называли семью неблагополучной. После трагедии СК возбудил дело о халатности – следователи считают, что профилактические органы не приняли необходимые меры к 33-летней матери и не забрали детей из семьи. Всего за шесть лет в регионе произошло ещё четыре таких «халатных» пожара, в которых по недосмотру взрослых погибли 11 детей.