Женщина с тонкой душой. В Воронеже прошёл вечер памяти известной балерины

Набиля Валитова была главным наставником для многих артистов.

В балетной труппе и в хореографическом училище её до сих пор считают своей совестью. И всё, что делают – обязательно с оглядкой на неё. В Воронежском Доме актёра прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой.

В училище и театре она – легенда, хотя её нет уже пятнадцать лет. А для своих учеников навсегда осталась совестью. Вечер, посвященный Набиле Галиевне, был построен как разговор с педагогом. Её ученица, народная артистка Татьяна Фролова обращалась к ней, вспоминала и представляла молодых исполнителей. Учащиеся хореографического училища нынешние и совсем недавние. Пусть многие уже не застали прекрасного учителя, но заложенные ею традиции до сих пор и в театре, и в училище витают в воздухе.

– Она требовала, чтобы мы сначала думали, что мы танцуем. Знали, про что мы танцуем, и каждое движение мы должны были доносить до зрителя. Когда шли спектакли, Набиля Галиевна всегда была за кулисами. Она следила, как танцуют, особенно – кордебалет. Забиралась на колосники, показывала руками, кричала: «Линию ровнее!». Вся была с в работе с головой, и на спектакле умудрялась делать замечания, – говорит заслуженная артистка РФ Светлана Носкова.

Имя Набили Валитовой от Воронежского театра оперы и балета и хореографического училища неотделимо. Она является выпускницей Ленинградского училища и педагога Агриппины Вагановой – почти полвека во многом определяла творческий облик и театра, и училища. Её достижением было то, что, оставаясь непревзойденной прима – балериной. Она много сил отдала воспитанию молодых талантов и преуспела в этом в должности педагога и художественного руководителя.

– Уметь помочь – не заставить ребёнка, а помочь понять ему, для чего он это делает. Она – как родная мама. Случай был такой. У нашей девочки заболела нога. Набиля Галиевна спросила её о самочувствии. Девочка сказала, что она промочила, поэтому нога и болит. В итоге на следующий день Набиля Галиевна принесла ей новые ботинки. Её отношение к детям – главная черта, – вспоминает преподаватель хореографического училища, заслуженный работник культуры РФ Лариса Ефимова.

Именно Валитовой мы обязаны авторитету воронежской школы танца в России и за её пределами. Она была очень строгим педагогом – считала, что чем строже преподаватель, тем выше результат. Авторитет её был   непререкаемым. Нравилось кому-то или нет, но люди всегда к её мнению прислушивались, а её вкусу и профессионализму доверяли. 

– Она очень редко нас хвалила. Например, меня похвалила всего два раза за 30 лет совместной работы. Даже спросила однажды, не смогу ли я танцевать вечно, – вспоминает народная артистка РФ, художественный руководитель хореографического училища Татьяна Фролова.

Она никогда не разрешала ничего менять в классических балетах. Но требовала не только чистоты исполнения, музыкальности, но и глубокого вхождения в образ, актёрского мастерства. Потому, что балерина не может быть без тонкой души.