«Школа века». Как живёт и развивается старейшее учебное заведение Семилук
СОШ №1 исполнилось 93 года.
Родные просторы. Батюшка-Дон. Бескрайние поля, которым, кажется, и конца нет. Этот холм когда-то был излюбленным местом поэта Валентина Сидорова. Крутой берег Дона, как он сам признавался, был его рабочим кабинетом.
Здесь приходило к нему вдохновение. Валентин Митрофанович любил слушать здесь шум полевого ветра и шелест листвы. И представлял себя частью этого вечного круговорота жизни.
– Я, когда здесь бываю, всегда возникают замыслы стихов. Я немало написал о Воронеже, о родных Семилуках. В общей сложности несколько сотен стихотворений. В том числе и об этом бугре, где мы находимся, – рассказывал при жизни писатель Валентин Сидоров.
Здесь прошли его школьные годы, послевоенное детство. Поселковая школа стояла как раз в 50 шагах от обрывистого берега реки. Справа – железная вязь моста, слева – дуга – седьмая излучина Дона.
«Быть может, кружил я листвою когда-то над этой землёй. Быть может, травинкой несмелой качался над этим бугром…».
В родных пенатах не забывают своего знаменитого выпускника. В память о нём нынешние ученики сажают сидоровский гималайский сад – аллею на любимом месте поэта.
– Я до сегодняшнего дня помню 1982 год. Будучи студентом второго курса исторического факультета, я прочёл книгу «Семь дней в Гималаях». Меня поразила повесть писателя. А самое главное, я был горд тем, что моим земляком является Валентин Митрофанович Сидоров, который здесь родился и учился в нашей школе, – поделился директор Семилукской средней школы №1 Сергей Тычинин.
Школа всегда была, есть и будет началом начал. Она – мостик от беззаветного детства до взрослого становления. А строит этот мостик – учитель.
– Современные дети отличаются от тех детей, что были раньше. Это дети цифрового поколения. Они изменились, и в тоже время они остаются детьми, которые позволяют себе шалости в общении и так далее, – продолжил Сергей Тычинин.
От учителя в огромной степени зависит, останется ли наша страна желанной для наших детей, будут ли они в трудные минуты жизни возвращаться в родную школу за мужеством, оптимизмом и решимостью. И счастлив учитель, если его уроки пригодятся в жизни. В чём-то, может быть, помогут в трудную минуту. Ради этого стоит жить и работать.
– В 2011 году, когда я был назначен директором школы, в ней обучалось 1265 человек. В современной школе в 64 классах обучается уже 1932 человека. Это большой и педагогический, и ученический коллектив, – добавил Сергей Тычинин.
Свою историю первая Семилукская школа ведёт с 1929 года. В её биографии много замечательных и памятных событий. За успехи, достигнутые в народном образовании, ей присваивали звание «Школа года». В числе немногих по стране она была удостоена чести называться «Школой века». Словом, есть чем, гордиться, есть о чём, вспоминать.
– Школу я закончил в 1941 году, 16 июня сдавали последний экзамен. А 21 июня – последний день прощания со школой. А остальная жизнь связана с войной. До самого окончания войны. Служил в пехоте, в танковых частях. Был в полковой и дивизионной разведке, – рассказывал при жизни заслуженный учитель школы РСФСР, директор школы в 1966 – 1986 годах Григорий Швецов.
Тут большинство учителей – мои ученики – воспитанники. И я горжусь коллективом, который работает в этой школе. Вспоминаю сейчас, это были годы постоянных поисков, совершенствования педагогического труда.
Несмотря на то, что предметы, изучаемые в школе, у всех одни и те же, а у многих и те же учителя, каждый по-своему строит отношения и с учёбой, и с учителями. Можно сказать, что школа у каждого своя. На уроках не просто сухие зубрёжки времён, неправильных глаголов и прочих иноязычных премудростей, а общение, чтение по ролям, а иногда игра. Учитель готов лишний раз объяснить, разобраться в причинах непонимания, если такое возникает. Как будто, все его дети.
Иван Никитович Маликов всегда гордился своим выбором профессии учителя. И конечно, своими многочисленными учениками. На его счету более двух тысяч выпускников – 69 золотых и 240 серебряных медалистов.
– У меня многие были задумки. Одна из них -– построить спортивный зал, причём учителя физкультуры желали, чтобы он был большой. Есть стрелковый тир, есть отличная столовая, классные комнаты. Это заслуга нашего коллектива, руководства района. Самые лучшие дети учатся в первой школе, – считает заслуженный учитель школы РФ Иван Маликов.
Третьеклассник Саша Ткачёв любил уроки физкультуры. После занятий гонял футбол во дворе со своим старшим братом. А стал гимнастом. Ткачёв завоюет серебряную медаль Олимпиады в Москве, станет многократным чемпионом мира.
Спортивный журналист Владимир Затонский снял фильм о тогда ещё начинающей звезде воронежского спорта, Олимпийской надежде №1.
– Он был вторым на чемпионате Советского Союза. Стал совладельцем кубка страны. Стал на вторую ступеньку пика спортивной славы на чемпионате Европы. Чем-то приглянулся тренеру: небольшого росточка, крепкий, черноволосый мальчишка с хитринкой в глазах, терпеливый, полюбил гимнастику, – комментировал тогда спортивный комментатор Владимир Затонский.
Вчерашние дети, такие как Саша Ткачёв, подрастают и уходят в новую жизнь. Но время от времени навещают своих учителей, возвращаются в страну своего детства, откуда все они родом. Большинство из них с теплотой, уважением и благодарностью хранят в памяти имена своих любимых педагогов и наставников. Их имена золотыми буквами высечены на гранитных плитах на здании школы.
Иван Никитович Маликов – заслуженный учитель школы Российской Федерации, отличник народного просвещения. Почётный гражданин города Семилуки. На таких необыкновенных учителях, как Маликов, Россия держится. Во многом благодаря усилиям энергичного человека первая школа не только по номеру, но и по качеству образования.
Отсюда и результаты – яркие победы учащихся на предметных олимпиадах, различных конкурсах, фестивалях и соревнованиях. В делах и характере Григория Ивановича Швецова узнаётся поколение трудных военных и послевоенных лет, когда у нашей жизни был девиз «Надо!». Страна заново отстраивалась, создавались национальные кадры, на карте появлялись новые заводы.
– Они долгое время не просто руководили, созидали, они были в гуще тех событий, которые происходили в нашей школе, – заключил Сергей Тычинин.
Трудная и одновременно счастливая у них судьба. Кто бы мог сегодня сравниться с ними, по чистоте, сердечности и благородству, их простого и светлого земного предназначения: встречать, учить и снова расставаться?