Венгерские «Гармошки» и проезд по 5 копеек. Каким был транспорт в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

118480
Вести Воронеж Регина Хартюнова

Строгий график и пять копеек за проезд – всё это реалии общественного транспорта времён СССР. «Вести Воронеж» вспомнили, какими воронежские автобусы были в советское время и почему в популярности они уступали трамваям и троллейбусам.

Автомобилей на улицах почти нет – в 1970-х редкие машины аккуратно припаркованы у дороги. Улицами правят пешеходы и общественный транспорт. Так надо идти быстрее. Воронежцы сверяют часы с расписанием на остановке и ждут свой автобус. В советское время они ходили строго по графику.

Рядом с ЖД вокзалом, ничего не меняется уже десятилетиями. Автобусы тут стоят в ряд – в 1970-х здесь тоже конечная остановка общественного транспорта. Огромная очередь была на новый маршрут №12 – он соединял юго-западный район и центр. Впрочем, внутри автобуса было, кажется, более, чем свободно. Это один из первых в городе вместительных «Икарусов». Его ещё называли венгерской «Гармошкой».

Автобусов на улицах, кстати, не так уж много – в основном, трамваи и троллейбусы. И хаос из перебегающих дорогу пешеходов. Электротранспорт брал количеством и низкой ценой. Проезд на автобусе-экспрессе, который пропускал некоторые остановки, стоил десять копеек, на обычном маршрутном – пять, а трамваи и троллейбусы обходились на пару копеек дешевле.

– Сейчас автобусы более комфортабельные и удобнее. Но я хочу сказать, что советские автобусы всегда выполняли графики движения. Сейчас в связи с тем, что много частных перевозчиков, графики зачастую не соблюдаются. Гонка происходит за пассажирами. Тогда мы практически круглосуточно работали. Где-то в 3, пол 4 заезжали и в 4 выезжали на работу, – рассказывает сотрудник муниципального АТП с 1978 года Сергей Симонов.

В транспортных компаниях рассказывают, сейчас пассажиропоток меньше советского – личных автомобилей стало больше, виновата и пандемия. Сократилось и количество маршрутов у каждого АТП – их распределили между муниципальными и частными перевозчиками. А вот время в пути, говорят, с каждым годом наоборот растёт и виноваты в этом пробки.