Страшный опыт «Яндекс.Еды». Как воронежцам спасти персональные данные от слива
Люди в соцсетях рассказывают о себе слишком много.
Фото: Pexels
Воронежцы подняли панику из-за массового слива «Яндекс.Едой» адресов и телефонов. Пользователи поняли, что оставляют о себе слишком много информации в интернете. Избежать раскрытия данных поможет создание нескольких цифровых личностей, рассказал читателям «Вести Воронеж» ведущий аналитик IT-компании SearchInform Леонид Чуриков. Каждая из них должна содержать разную информацию о вас.
Гражданская личность
Здесь будут данные о финансовых активах (например, вкладах и монетизированных аккаунтах), а также документы. Профиль на «Госуслугах» – это и есть вариант гражданской цифровой личности.
– Эти данные человек должен оберегать как зеницу ока. Не сохраняйте пароли в браузерах и других сервисах, не доверяйте никаким системам – только себе.
Социальная личность
Она отражает нашу религиозную, политическую позицию, взгляды, круг общения. Сюда же относятся личные фото и видео. Ваши посты в соцсетях могут использовать как инструмент шантажа. Даже дата рождения, которую вы указали в соцсети, станет оружием злоумышленников, если им удалось завладеть, например, банковской информацией. И опасность не только в преступниках: на информацию в интернете обращают внимание и работодатели. Эксперт советует публиковать как можно меньше информации о себе.
– Даже по фотографии салата о вас многое можно узнать. В каком заведении вы были, во сколько, с какого телефона сделали снимок. Пользователи не обращают на эти мелочи внимания, а злоумышленники подумают, как эти сведения использовать против вас, – рассказал Леонид Чуриков.
«Мусорная» личность
Её нужно использовать, если вы хотите опробовать новый сервис, соцсеть и другие ресурсы, вызывающие сомнения. Эту же личность можно использовать для заказов, например, в «Яндекс.Еде». В аккаунте «Яндекс Go» некоторые пользователи указывают ненастоящее имя и не добавляют e-mail. «Мусорная» личность не должна содержать сведений о прошлых двух. Пусть она будет практически анонимной.
Для каждой из трёх личностей нужно использовать разные e-mail и пароли. Для покупок в реальных и виртуальных магазинах Леонид Чуриков посоветовал заводить отдельную карту и не держать на ней много денег. Это должна быть сумма, которую вам не критично будет потерять.
– Мы не всегда можем отказаться от передачи данных, когда нужно зарегистрироваться на том или ином ресурсе. Мы не читаем длинные соглашения, а они предполагают передачу сведений партнёрам компании. Кто эти партнёры? Можем ли мы им доверять? Если сомневаетесь, лучше отказаться от регистрации,– пояснил Леонид Чуриков.
Одна из главных опасностей в том, что слитые базы данных объединяются. Если злоумышленник получил много сведений о жертве, он сможет манипулировать ей, украсть её аккаунт или даже оформить на неё кредит. Например, недавно в интернете оказались сведения о тысячах клиентов «Яндекс.Еды». На одном из ресурсов появились их имена, номера и адреса. Однако в компании заверили, что разберутся в ситуации вместе с правоохранителями, а платёжная информация пользователей не пострадала.