Самодеятельность и народное творчество. Каким было воронежское массовое искусство в СССР
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Искусство принадлежит народу – эта знаменитая фраза Ленина наиболее точно передаёт отношение к культурной сфере в советское время. Профессиональные театральные и самодеятельные трудовые коллективы, художники-самоучки, барды и самобытные писатели. В честь Дня работника культуры «Вести Воронеж» решили вспомнить о том, каким было массовое искусство в СССР.
Зарисовки этих художников сплошь идейные. Портрет вождя мирового пролетариата, пожалуй, один из важнейших элементов культуры всего Советского союза. Здесь же и те, как гордились при коммунизме – рабочие и колхозники. И, конечно же, отражение в работах мастеров обязательно находили космические достижения страны.
А для этих шедевров краски и кисти не нужны – главная тема выставки фотолюбителей – Воронеж и его окрестности. На кадрах – природа, аэродромы, животные и, конечно, сами жители города. На том же Чернавском мосту пешеходов гораздо больше автомобилей. Три старушки внимательно приглядывали за ними с небольшой горки. А так, например, в те годы прокладывали электросети. Рабочий, словно паря в воздухе, натягивает провода, а рядом с ним, кажется, совсем близко летит самолёт.
Культуру того времени невозможно представить без театра. В драматическом, например, в 1966 году премьера спектакля «Русские люди». Афиши тут тоже не без упоминаний 23 съезда КПСС. Декорации с современными не сравнить – выглядят они уж очень аскетично. Впрочем, это никого не смущает. Главное тут, конечно, игра актёров.
Посещали Воронеж и звёзды советского кино. Вот так воронежцы в 1960-х встречали целую делегацию столичных артистов – среди них и звезда сталинской эпохи Марина Ладынина. Она, к слову, была одной из любимиц Иосифа Виссарионовича. Встретив гостей цветами и хлебом с солью, все отправляются на торжественное собрание. Там не смолкают аплодисменты в честь артистов.
А это тогда ещё новый храм искусства – Воронежский музыкальный театр. На сцене нынешнего Театра оперы и балета тогда сплошь премьеры. Здание поражало воронежцев масштабом и красотой. Здесь было и нарядное фойе, и зал аж на 1 200 мест. К каждой постановке артисты тщательно готовились.
Воронеж в те годы был городом и славных литературных традиций. Здесь создали одну из крупнейших писательских организаций России. Вот она – редакция журнала «Подъём». Произведения для публикации на специальных заседаниях утверждала редколлегия. Вот так, в частности, писатель Николай Задонский читал перед ней отрывки из своей книги «Жизнь Муравьёва».
Народное творчество и тогда – один из важнейших элементов культуры. Частым гостем нашей телекомпании в советское время был знаменитый Воронежский хор. Вот так артисты заканчивают подготовку к съёмке. Среди них – звёзды советской сцены: Евдокия Осипова, Юлия Золотарёва и Мария Мордасова. Операторы выставляют камеры, и коллектив начинает выступление.
По заветам Владимира Ленина, культура должна была объединять чувство, мысль и волю трудящихся. Поэтому творческие коллективы обязательно были на каждом воронежском предприятии. Самодеятельность в те годы была на пике и её активно поддерживали.
– В советское время культура была действительно массовой. Колоссальное количество жителей города Воронежа могло свои творческие способности удовлетворить. Было более 200 клубных учреждений, библиотек и дворцов культуры. То есть везде была возможность прийти и совершенно бесплатно воспользоваться этими услугами и развить свои творческие способности. Вот представьте: наш шинный завод, каждый цех шинного завода имел свою самодеятельность. Это был и маленький духовой оркестр, и маленький хор, и вокальный ансамбль, и эстрадный ансамбль, и солисты, и актёры. В те годы, если надо кому-то на репетицию, обязательно отпускали с работы. Если нужно поехать на фестиваль, то авиационный завод просто давал самолёт хору. Они летели на конкурс, на фестиваль на самолёте авиационного завода, – рассказывал экс-начальник управления культуры Воронежа Иван Чухнов.
Такая массовая культура сейчас доступна далеко не всем. Уделить этому время, а ещё и заплатить за хобби, мало кто готов. Между тем уровень культуры, уверены работники сферы, не упал. А само искусство стало гораздо свободнее.