«Возвели от чистого сердца». Кто уничтожил памятник «неизвестному фашисту» в Россоши
Озвучены три версии.
Следственный комитет направил в адрес мэра Россоши Владимира Кобылкина письмо с просьбой сохранить постамент памятника, который неизвестные снесли чуть больше недели назад. Кирпичное основание, как уверяют в местной администрации, отправили на склад комбината благоустройства. И больше в этой резонансной истории подробностей не появилось, несмотря на то, что акт вандализма или исторической справедливости – кому как угодно – произошёл в центре города и под камерами. Кому это может быть выгодно? Корреспондент «Вести Воронеж» изучила историю отношений россошанцев и итальянцев.
Кирпичное основание забрали власти, об этом мэра попросили в Следственном комитете. А шляпа альпийского стрелка, говорят, уже лежит на дне Дона.
Кто же всё-таки причастен к сносу памятника – пока неизвестно. Версий сейчас три, но все – на уровне слухов. Первая – это сделали активисты, которые изначально выступали за демонтаж объекта. Но те открестились, заявив, что хотели всё сделать законно. Вторая версия – это сделал кто-то по заказу местных чиновников. Якобы в здравом уме никто ничего не будет сносить в центре города под камерами. И наконец, третья версия: россошанцы говорят, что это могли сделать сами военные.
Сейчас здесь кто-то оставил лист бумаги, где от руки написаны те же слова, которые раньше были на памятнике: «Из трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братского сотрудничества». После того, как шляпа исчезла, активист Николай Савченко дежурил тут ночами – охранял постамент. Хотя он самый ярый противник памятника, но уверен, в его основании ещё могут быть останки, и относиться к ним нужно подобающим образом.
– Мы знаем из книги, из показаний очевидцев, что там они есть. Там, помимо изъятых двух человек, ещё есть множественные останки мелкие – рёбра, что-то ещё. И это важное доказательство, чтобы итальянцам предъявить, чтобы они не обвиняли нас в вандализме, – говорит Николай Савченко.
– Каждый год весной приезжали фуры громадные с маленькими гробами, выгружались у нас в подвале администрации. И в течение лета они вели раскопки, в эти гробики останки складывались с медальонами, и везли к себе в Италию, – вспоминает глава местного самоуправления города Россошь с 1996 по 2009 годы Виктор Квасов.
Это превратилось в своеобразное паломничество. Затем итальянцы решили в знак примирения народов построить детский сад на месте бывшего штаба альпийского корпуса. Его открыли в 1993-м. Владимир Гринев в то время был главой района. Утверждает, что те итальянцы, что приезжали строить садик, никакого отношения к оккупантам уже не имеют.
- Люди по несколько раз приезжали за свои личные деньги, им никто ничего не оплачивал. Это позыв сердца, от души было, я это видел, и люди это видели, - утверждает глава Россошанского района с 1991 по 2009 годы Владимир Гринев.
Собственно, памятник в честь примирения народов тоже решили построить итальянцы. И тоже, уверен Владимир Гринев, от чистого сердца. Монумент появился в 2003 году. А кости в основание постамента положили якобы без согласования с администрацией. Так что захоронение вышло стихийным. Как бы то ни было, россошанцам тогда власти ничего не объяснили, впрочем, как и сейчас.
В итоге градус народного негодования постепенно рос. Своего пика он достиг, когда итальянцы устроили парад к годовщине строительства детского сада. Альпийские стрелки прошли под флагами воинских соединений, которые воевали здесь в 1942 году.
– Оккупанты в Россоши, независимо от национальности, вели себя как захватчики. Можно говорить о различном отношении немцев и итальянцев к мирному населению, но стоит напомнить, что все они пришли на Дон как завоеватели. Шла война на уничтожение нашей страны, её населения. Первые шаги оккупантов были отмечены массовыми грабежами, насилием, избиением колхозников и рабочих, казнями и расстрелами военнопленных, мирных жителей, – вспоминает профессор кафедры истории России ВГПУ Татьяна Малютина.
Здесь навсегда остались больше 20 тыс. бойцов. 60 тысяч попали в плен, остальные спасались бегством. Восьмая итальянская армия на Дону была разгромлена. Никто не оспаривает тот факт, что зверства итальянцев были. И пока одни считают, что пора перевернуть страницу и строить новые отношения с иностранными партнёрами, другие наоборот, видят в этих «знаках примирения» героизацию фашизма или просто личную корысть.
– Ездили уже новые чиновники с жёнами в Италию, на халяву. Рассказывали нам, что они ездили по делам. Второе – нам прислали журнал, там фотография – они стоят отдают честь фашистским героям, они стоят в церкви на мессе поминальной по фашистским героям. И там ещё собирают им 1 035 евро для детского садика. Это не позорище? – задаётся вопросом Николай Савченко.
– Хотели памятный знак установить с хорошими словами. Кого не спросишь –все слова разделяли. Кому этот знак помешал? – глава Россошанского района с 1991 по 2009 годы Владимир Гринев.
Кстати, совет ветеранов одобрял установку памятника, так отчитывались чиновники. Активисты же в ответ показывали подписи и видеообращения других участников войны, которые были в ужасе от появления в центре Россоши такого напоминания о фашизме. Что ветераны думают о сносе памятника примирению, мы теперь уже не узнаем. А нынешние власти Россоши продолжают хранить молчание.