Жизнь и творчество Мандельштама в Воронеже осмыслили в театре кукол
Сезон там завершили необычной премьерой.
Театр кукол «Шут» имени Вольховского завершает 96-й театральный сезон премьерой – спектаклем «Мандельштам. Воронежские тетради». Впервые осмысление жизни и творчества поэта в период его ссылки в Воронеж произойдёт средствами театра кукол.
Данте, Дон-Кихот, Чаплин, Щегол и драный кот. Куклы-марионетки – это сам Мандельштам в разные периоды жизни, его мироощущение. Кажется, что лирический мир и реальность противостоят друг другу в пространстве сцены. При этом «живой» и кукольный планы постоянно перекликаются, поэтические образы существуют вместе с биографическими фактами. Лишь Жена поэта и Следователь остаются в «живом», реальном обличье. В обоих мирах живёт лишь Наталья Штемпель – друг семьи, «воронежская Лаура», человек, сохранивший «Воронежские тетради» для потомков. Материал для восприятия необычайно сложный, но на каком-то этапе у труппы произошло озарение, и актёры проникли в суть поэзии Мандельштама.
– Я вчитывался, вчитывался, вчитывался, и в какой-то момент для меня открылась эта формула, и я понял, что, произнося стихотворение, я начинаю понимать всё, что происходит в нём. Думаю, не у меня одного были сложности в понимании, но в этом и есть сладость актёрского мастерства, когда ты заигрываешь с неизвестностью, у тебя новый материал, ты пытаешься его для себя раскрыть, понять, принять, и потом в этом всем купаться, – рассказал заслуженный артист Воронежской области Владислав Ефанов.
Поставил спектакль Руслан Кудашов, один из признанных современных режиссёров-кукольников, главный режиссёр Большого театра кукол Санкт-Петербурга, лауреат премий «Золотая маска», «Золотой Софит», «Арлекин» и других. Актёры ещё до приезда режиссёра готовились, вчитывались в очень сложные строчки Мандельштама, множество раз проговаривая их вслух. Ближе к премьере пришло общее понимание спектакля. В пьесе вся жизнь поэта проходит как бы по кругам ада. Не случайно образ Данте – один из основных.
– Спектакль идёт по неким кругам. Да, в «Божественной комедии» движение от плохого к хорошему, от тьмы к свету. Если Мандельштам вначале пребывал в некоем психическом расстройстве и в Чердыни он выходил из окна, постепенно он в Воронеже приобретает какое-то дыхание, – рассказал режиссёр.
Изначально спектакль предполагался для подростковой аудитории 10-12 лет. Ближе к премьере возрастную категорию стали определять как «16+». Это звучит неким предупреждением, что спектакль потребует от зрителя большой работы – умственной и духовной.