Пережила 30-е и войну. Как Воронежская область спустя 2 века потеряла уникальную церковь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы остался без купола и крыши.
Восстановить нельзя разрушить. Где ставить запятую, теперь предстоит решить Воронежской епархии и управлению по охране объектов культурного наследия. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новоусманском районе осталась без купола и крыши, потому что её почему-то не успели законсервировать. Историю уникального деревянного храма и его перспективы изучили «Вести Воронеж».
«Опасно для жизни» – эти таблички вокруг церкви теперь выглядят, скорее, как издевка. Так же, как и тонкая верёвка, на которую «прочно» закрыты двери исторической постройки. На одной из её стен повисли остатки купола – звёзды, которыми он был украшен.
Купол вместе с крышей, рассказывают местные жители, рухнул ранним утром. И это было ожидаемо – за зданием церкви уже больше пяти лет никто не следит. Внутри всё давно поросло травой. А теперь и вовсе бо́льшая часть храма завалена деревянными и металлическими обломками кровли. Вытащили отсюда лишь купольный крест 1868 года.
Именно в этот год церковь приняла первых прихожан. Возвели её всего за два года из бруса северной лиственницы. В этих стенах не было ни единого гвоздя. Храм закрыли в начале 30-х годов прошлого века, распилили колокольню. Саму церковь тоже пытались растащить на дрова, несколько раз поджигали. Но она уцелела. Выстояла и в войну. Но в 2014-м эксперты заявили, что этот памятник в аварийном состоянии, отдельные элементы – в недопустимом. Внутрь заходить было нельзя, но службы рядом с храмом не прекращались. Вот что тогда говорил настоятель этой церкви Игорь Кривопусков:
– Мне часто задают вопрос: «Батюшка, когда же будет полностью восстановлен храм?». На что я отвечаю: вначале восстановить нужно храм в сердце, а потом и всё вокруг будет восстанавливаться
Работы начали за счёт меценатов. Однако быстро забросили, а позже выяснилось, что стало только хуже. Рабочие содрали защитную обшивку с брусьев, они начали трескаться от влаги и холодов. К 2018-у разъехались стены и покосился купол. В епархии, кстати, уверяют, что к ним на баланс церковь передали только в начале 19-го. К тому моменту состояние уже было крайне аварийным.
Дальше – бумажная волокита и поиск подрядчика, который смог бы разработать проект сохранения памятника.
– С серьёзными трудностями пришлось столкнуться при поиске квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы с объектами деревянного зодчества, крайне редко встречающимися в нашем регионе. Несмотря на сложности, с соблюдением необходимых процедур был разработан проект ремонтно-реставрационных работ, согласованный с управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области, – заявили в епархии.
И в ноябре 2021 года чиновники всё-таки выдали разрешение на консервацию памятника и противоаварийные работы. Почему они не начались до того, как рухнул купол – неизвестно. Зато известно, что стоимость работ за последние полгода выросла больше чем на миллион – до семи с половиной. Краевед Михаил Небольсин, чей прадед когда-то строил этот храм, с трудом подбирает слова.
– Ну что можно сказать… Сволочи. И гражданские власти, и церковные. Это же родное, кровное. Не могу говорить, не могу. Никакой перспективы у храма. Кому это надо? Никому не надо, – высказался краевед Михаил Небольсин.
Этот образец деревянного зодчества благодаря технологии строительства мог бы простоять ещё лет 50, уверен Михаил. Даже в таком, полуразрушенном виде, с покосившимися стенами. Но сейчас, похоже, Воронежская область потеряла один из немногих уникальных памятников.