Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Лайнеры не включили в программу поддержки авиатранспортной отрасли.

Почти 800 млрд рублей направит правительство на развитие отечественного авиастроения. Эти деньги получат производители больших пассажирских лайнеров и маленьких региональных самолётов, заводы, собирающие вертолёты и авиационные двигатели. Но не ВАСО. Воронежский авиазавод, выпускающий два пассажирских и один военно-транспортный самолёт, в список предприятий, которых ждёт бурное развитие, не попал.

Правительству необходим ускоренный переход на отечественную авиационную технику, ведь покупка импортных самолётов стала невозможна из-за санкций. Власти рассчитывают, что сделать это удастся за семь лет, и к 2030 году планируют получить больше тысячи новых отечественных бортов.

Это будут, например, среднемагистральные самолёты МС-21, ближнемагистральные Ил-114-300, малоразмерные «Ладоги» и «Байкалы» для региональных полётов. Воронежских Ил-96-300 и нового Ил-96-400 в этом списке нет.

Между тем, трёхсотый Ил называют одним из самых надёжных самолетов своего класса. Впервые он поднялся в небо в 1988 году, и за всю историю эксплуатации не было ни одной аварии с гибелью пассажиров или членов экипажа. Но лайнер уже немолод, ему за 30, и нужна модернизация. Ещё год назад российские власти обещали Илу долгую жизнь.

– Судьба у этого самолёта будет долгой. В планах у Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) его ремоторизация, оцифровка. Чем больше самолётов будет получать наша страна, тем лучше будет настроение и благосостояние людей, – говорил на ВАСО вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов.

Ил-96-400 – улучшенная версия трёхсотого. У него длиннее корпус, он мощнее и может взять на борт больше пассажиров – до 400 человек. Сейчас на ВАСО заканчивают сборку первого лётного образца. К серийному производству новых Илов планировали приступить в 2024 году. Однако, по оценке экспертов, эти сроки – слишком оптимистичны, и серийного производства можно ждать не раньше, чем через пять лет. И это при том, что Ил-96 – единственный в России дальнемагистральный самолёт. Да и в мире таких немного. Кроме ВАСО такие лайнеры выпускают только Boeing и Airbus. В стране, которая занимает 11 часовых поясов, а между городами может быть по несколько тысяч километров – это важно.

Как, например, долететь 6,5 тыс. км от Москвы до Владивостока? Ил с пассажирами и грузом может преодолеть и 10 тысяч.  А с максимальным запасом топлива – 13,5 тыс. км: то есть долететь из Москвы до Владивостока и вернуться без посадки. На заводе этим гигантом гордятся.

– Из Москвы можно на Кубу слетать без пересадки. У него установлено четыре двигателя повышенной мощности. Авионика, установленная здесь, на 95% – российского производства, – рассказал начальник участка цеха окончательной сборки Геннадий Болгов.

И вот эти самые четыре мощных двигателя оказались главной преградой между воронежскими самолётами и небом. Обслуживать их слишком дорого, а расход топлива больше, поэтому воронежские Илы проиграли своим двухдвигательным конкурентам: Boeing 777 и Airbus А350. Для авиакомпаний, которые считают каждую копейку, это крайне важный фактор.

– Если говорить о будущем этого самолёта, то надо делать ставку на версию Ил-96-400М. Пассажирская модификация, огромный самолёт большой вместимости, комфортный, большой дальности, он существует, он создан, он уже спроектирован и всё, чего не хватает этому самолёту для коммерческого успеха, восстановления востребованности на рынке –  это новых современных двигателей. До тех пор, пока в России не будет завершена работа по созданию двигателя нового поколения ПД-35, и этот двигатель не будет установлен на самолёт Ил-96-400, говорить о коммерческой привлекательности этого самолета для авиакомпаний не приходится, – объяснил авиаэксперт Роман Гусаров.

Новый двигатель, по оценке Романа Гусарова, появится не раньше 2025 года, а, скорее всего, лет через пять. Сыграть на руку ВАСО сможет полная невозможность купить Boeing из-за санкций. Но тут возникает другая проблема: производственные мощности. Воронежский завод может выпускать один самолёт в год, работая на пределе сил –  два, а российской гражданской авиации нужно, как минимум, 100 таких лайнеров. И полвека стоять в очереди авиакомпании не будут.

Но ВАСО все же доживёт до новых двигателей, уверен Роман Гусаров. Производство и технологии уникальны, а страна с 11 часовыми поясами без дальнемагистральных лайнеров не обойдётся. Летать с пересадками - долго и дорого.