К работе на земле приучают со школы. Благодаря чему процветает Верхнемамонский район
И эта работа окупается большими урожаями.
Делая замысловатые петли, огибая меловые холмы и кручи, Дон здесь красив, могуч и полноводен. В этих местах сполна ощущаешь и приволье донского края, и широту казачьих степей.
Сегодня на селе главная забота – жатва. Крестьяне отмечают: когда урожай хороший и земледелец отдал всё для того, чтобы его получить, испытываешь чувство удовлетворения.
– Радует урожай. Первые поля, которые не самые продуктивные, дают по 36 центнеров с гектара. В среднем на круг должны получить по 40 центнеров с гектара зерновых хлебов. Хлеборобы, руководители хозяйств, собственники предприятий вложили много труда, удобрений, смекалки. Это окупится качеством зерна, – уверен глава администрации Верхнемамонского района Николай Быков.
Свою продукцию земледельцы везут на Верхнемамонский приёмный пункт – предприятие, давно и успешно работающее с хозяйствами района. Прямо с поля водители привозят сюда собранный урожай, здесь проверяют его качество, сушат, доводят до определённого стандарта.
А качество муки соответствует самым высоким критериям. Иначе быть не может: ведь из муки выпекают самый необходимый для людей продукт – хлеб.
– Больше 100 тыс. тонн – это стало для нас нормой, которая достигается ежегодно. И вот получается так, что 130-132 млн тонн в стране производится зерна. А наша доля – 130-123 тыс. тонн мы производим. Думаю, что в этом году мы должны достичь этого рубежа, – говорит Николай Быков.
В уборочной страде участвуют и школьники. Ученические производственные бригады работают на здешних полях с конца 50 годов прошлого века, вот уже более 70 лет. В то время, не имея своей земли, местная школа помогала колхозу ухаживать за посевами зерновых культур и собирать выращенный урожай. В семидесятые годы при школе открыли классы агротехнического направления. Передали участок, где ребята стали выращивать зерновые и зернобобовые культуры. На учебных делянках проводились опытнические работы. Вместе с аттестатом ребята стали получать права на управление трактором и автомобилем.
Внешне ребята такие же, как их сверстники из любой школы: любознательные, с интересом следящие за новинками в мире гаджетов. Но стоит познакомиться поближе, и станет ясно, что они знают, как идеально пропахать ровную борозду, какое преимущество сулят органические удобрения. Всему этому их учат наставники в школе и на практике – во время работы в поле. Под зерновые культуры сегодня у лицея более ста гектаров земли, два комбайна. Все виды работ, от вспашки и боронования до уборки урожая, выполняют ученики агротехнологических классов. В ученической бригаде созданы звенья полеводов, механизаторов и ремонтников.
В Воронежской области Верхнемамонский лицей практически единственная школа, которая сохранила в собственности землю. Её руководитель, директор Василий Дудкин считает, что живущие в селе дети должны знать труд аграриев.
– Вот вы видите воочию, есть учебное хозяйство. Работает на полях техника. Приобрели два новых более мощных трактора. Сохранили учебные производственные бригады. И отрадно, что в настоящее время на уровне президента обозначен вопрос – готовить ребят со школы к рабочей профессии, что необходимо нашему селу, – говорит Василий Дудкин.
Собранный урожай идёт в школьную столовую. Собирают его всем лицеем во главе с директором. Соленья повара делают впрок. Масло растительное своё. Мука, из которой делают знаменитые на весь район пирожки, тоже. Да и начинка для пирожков выращена своими руками.
Огород в Приречном занимает четыре гектара. С раннего утра до позднего вечера всё лето Евгений Бухтояров пропадает на полях. Земледельческим премудростям его учил директор лицея Василий Дудкин. Выпускник школы 90-х годов с восьмого класса в учебно-производственной бригаде. Окончил техникум, сельхозинститут и вернулся в родную школу.
Сегодня он заместитель директора лицея. И практику организовывает, и кому что делать подсказывает, и доделывает то, что дети не успели.
– Сельским ребятам нравится техника. Всем ребятам хочется поработать на комбайне, на тракторе прокатиться. Кому-то нравится, и он остаётся в селе и работает, – говорит он.
Директор лицея Василий Дудкин рассказывал о строительстве пристройки к основному зданию. Оно ведётся в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В новом корпусе разместятся классы начальной школы, столовая и спортивный зал. Крылатое выражение – «В здоровом теле – здоровый дух» сегодня обретает новую жизнь.
О столовой стоит поговорить особо. Она так отделана, что смело может соперничать с любой столовой первоклассного санатория.
Пристройка и основное здание лицея выглядят как единое целое. Полным ходом идут работы по благоустройству прилегающей территории. Они должны быть завершены уже этим летом. А официальное открытие планируется в первый день нового учебного года.
Земля в Мамонских местах – страдалица. Здесь, в сорок втором гудела, горела земля. Осетровский плацдарм стал местом крупного сражения. По сути дела, на этой земле был предрешён успех Сталинградской битвы. Сюда, на Осетровский плацдарм, приехала почти тысяча человек – и взрослые, и дети стали участниками большой концертной программы песенного марша Победы.
Во главе колонны – губернаторский оркестр. За ним – дружные ряды работников культуры. Плечом к плечу все участники Песенного марша. Здесь начинаешь понимать, почему так захлестывает душу нежность к берёзе, к роднику и косогору – ко всему, что вмещают два слова: отчая земля.