Станет ли Воронеж столицей макрорегиона Черноземье?

За первенство могли бы побороться Белгород и Тамбов.

4267
Вести Воронеж Елена Гончарова

Воронеж – столица Черноземья. Но этот пока неофициальный статус может стать официальным. Политологи и экономисты снова взялись обсуждать идею с укрупнением регионов. Поводом стало заявление вице-премьера Марата Хуснуллина: субъектов федерации должно быть меньше, и они должны быть крупнее. Насколько реальными выглядят сегодня планы перекроить карту России? Попробуем разобраться.

Опору не на регионы, а на агломерации делает принятая в начале 2019 года «Стратегия пространственного развития России». Именно агломерации власти считают точками роста для экономики. Ими легче управлять, а жить один крупный и сильный регион будет лучше, чем несколько маленьких и слабых.

Как федеральные власти представляют себе агломерации? Это территории с населением от 3 млн человек, мощной экономикой и крупным центром. В ЦФО таких, если не считать Московскую область, сейчас нет. Если макрорегион Черноземье всё-таки появится, то численность его населения будет 7 млн человек.

Идея в общем-то не новая. Вот такие границы у Воронежской области сейчас, а вот такими, возможно, будут у макрорегиона. Мало чем отличается от Центрально-Чернозёмной области с центром в Воронеже образца 1928 года. В неё тогда входило почти всё сегодняшнее Черноземье, а Липецкой и Белгородской областей не было и в помине.

Профессор ВГУ Юрий Трещевский признаёт, что управлять группой схожих регионов легче, но смысла сегодня объединять Черноземье не видит.

– Эффект в течение двух-трёх десятилетий не проявится никак. Это нужно ломать все связи и устанавливать новые. Вряд ли в этом есть смысл с точки зрения ресурсных затрат. Смысл в укрупнении и разукрупнении возникает тогда, когда есть конкретная управленческая цель, – отметил Юрий Трещевский.

На управлении федеральные власти, видимо, хотели бы сэкономить, урезав чиновничий аппарат в объединенных регионах.

– У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы, – заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

С этим аргументом не согласен доцент МГИМО Игорь Окунев.

– Опыт предыдущего объединения, который мы изучали, показал, что большого сокращения чиновников не произошло, то есть скорее произошло изменение вывесок: то, что было региональным уровнем власти, стало там более низким уровнем власти, были созданы какие-то промежуточные уровни власти между муниципальным и региональным, – сказал директор Центра пространственного анализа международных отношений Игорь Окунев.

Какой город станет столицей такого макрорегиона, если он все-таки появится, для воронежцев, конечно, очевидно – Воронеж. А вот у политологов есть варианты.

– Например, есть Тамбовская область, которая исторически претендует на большую Тамбовскую область, она раньше была сильно больше. Есть Белгород, который показывал наибольшую динамику отраслей производства. Сможет ли Воронеж стать центром для объединения других регионов Черноземья? Вот неочевидно, – считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

Но какой бы город ни стал центром макрорегиона, это – мина замедленного действия, считает воронежский политолог Роман Савенков.

– Если несколько столиц региональных потеряют свой статус, и центром станет Воронеж, конечно же, все ресурсы, все внимание столицы, всех политический и экономических деятелей будут сосредоточены в Воронеже. Но остальные региональные столицы, элиты – согласятся ли они на такой статус? Здесь заложены определённые политические риски, в каждом регионе сформировалась своя политическая элита, которая наверняка будет бороться, чтобы сохранить свое доминирующее положение, – отметил Роман Савенков.

Впрочем, некоторым местным главам такие перспективы могут показаться очень заманчивыми. Это ведь прекрасный повод создать видимость мощного экономического рывка. Например, глава Ростовской области недавно предложил создать макрорегион Донбасс из Воронежской и Ростовской областей и Донецкой и Луганской республик.

– Традиции взаимоотношений с Донбассом измеряются десятилетиями. Сегодня появляются новые возможности в самых разных направлениях, в экономике, социальной сфере, строительной отрасли. И, встречаясь с бизнесом, я увидел заинтересованность бизнеса: они могут и готовы сегодня интегрироваться в новую реальность, – заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Впрочем, в Кремле на это предложение не ответили. Кроме того, просто взять и объединить регионы невозможно – нужны референдумы. Логичнее всего было провести их в единый день голосования. Но вот нюанс: объявить о референдумах нужно было за 60 дней. И этот срок уже вышел.

Так что жителями настоящей, официальной столицы Черноземья воронежцам в ближайшее время не стать.