Воронежские экодеревни: маркетинговый ход или будущее малоэтажного строительства?
Риелторы и девелоперы считают, что дачи им по популярности не обогнать.
Ещё не построенная экодеревня под Бобровом уже раздвигает свои границы. К нескольким десяткам запланированных кирпичных домов добавят целый квартал сборных из Белоруссии, так распорядился губернатор Александр Гусев. Видимо, русско-белорусское сотрудничество в возведении экодеревень должно прийти на смену так и не состоявшемуся русско-японскому. Но главный вопрос тут – чем экодеревня отличается от обычной деревни, которых в Воронежской области сотни? Или от коттеджного посёлка с газом, водопроводом, интернетом и обязательной «Пятерочкой». Что подразумевают власти и застройщики?
О строительстве двух экодеревень в Воронежской области заговорили три года назад. Одну запланировали под Бобровом, частично за счёт бюджетных средств. Вторую, не просто эко, а ещё и умную, по японским технологиям, решил построить в Чертовицах «Домостроительный комбинат». Планы были грандиозные. В бобровской Лушниковке посёлок почти на 4 тыс. жителей, в Чертовицах – больше 140 домов.
Тренд на экодеревни пришел в Россию относительно недавно – только в 90-х. На всю страну их сейчас не больше полутора сотен. Их главное отличие – отказ от городского комфорта, уединение и максимально простой быт, медицина – народная, образование – часто домашнее, из развлечений семинары по травоведению и уроки лозоплетения. Часто там нет газа, мусор обязательно сортируют, а электроэнергию стараются получать из альтернативных источников. Так что, когда солнечные батареи разряжаются, случается и посидеть при свечах. В магазинах не найти алкоголя, сигарет и мяса.
– Что касается самих участков, они достигают размеров 1 га. Это требуется, в первую очередь, для того, чтобы каждая семья могла себя обеспечивать всеми необходимыми продуктами огорода и сада, могла иметь небольшой прудик с рыбками, какую-нибудь живность, – рассказал житель экопоселения «Ковчег» Андрей Ветер.
В общем, клуб единомышленников. Закон, что такое экодеревня, не знает, и по каким параметрам определить ее экологичность – тоже.
– Приблизительные критерии, конечно, разработаны, но обязательной сертификации они не подлежат, – говорит юрист Оксана Пальчикова.
Получается, что называть экодеревней можно в общем-то что угодно. У воронежских властей своя версия. Экодеревня в Лушниковке будет фактически микрорайоном Боброва. Сейчас она выглядит вот так: аккуратно разлинованные под строительство домов, школы и стадиона 100 гектаров. Инженерные сети, дороги и тротуары. Первым делом установили колесо обозрения. А скоро появятся и дома – из газосиликата. Как-то не очень экологично. В общем, коттеджный поселок рядом с городом.
– Эко – за счёт именно наличия самой территории, окруженной природным богатством, лесным массивом, рядом протекает река Битюг, которая отличается своей чистотой, отсутствие промышленных предприятий. Эта территория даёт прекрасную возможность как наслаждаться природным богатством, так и удобствами, которые мы сейчас создаем, – рассказал первый заместитель руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Валерий Мелещенко.
Теперь воронежские власти будут искать инвесторов, которые и построят экодеревню. Впрочем, что это такое, не знают ни юристы, ни девелоперы. Так что каждый застройщик решает сам.
ДСК, например, собирался создать под Воронежем экодеревню «Чертовицая дубрава» по японским технологиям – 141 умный деревянный дом.
Цветущее разнотравье, шелестящие березы, тропинки среди деревьев – в экологичность этого места веришь сразу. Только вот домов нет – ни умных, ни деревянных. Хотя продавать их собирались уже в следующем году. В Токио рассчитывали, что ДСК адаптирует японскую экодеревню к российским реалиям. И «Домостроительный комбинат» адаптировал.
– Мы посмотрели, что для ДСК это незначительный проект. Поэтому было принято решение: в ближайшее время будет анонсирован другой проект по строительству ИЖС. Мы разрабатываем проекты индивидуальных жилых домов в панельном исполнении, – рассказал генеральный директор ДСК Андрей Соболев.
Кстати, на экологичные деревянные дома, говорят риэлторы, воронежцы смотрят с недоверием.
– Жители нашего региона привычны более к домам кирпичным. Когда у нас пытались строить деревянные дома, якобы эко, то они не были особо популярны. Большой интерес к дизайну домов. Большое витражное остекление, огромные окна, хайтек. Если дом выглядит современно и интересно, то отдают ему предпочтение, – объяснила директор агентства недвижимости «Трансферт» Галина Колокольникова.
Такой дом экологично, дровами, зимой, конечно, на натопишь. Но большинство воронежцев к этому и не стремятся.
– Всегда есть прослойка людей, которым интересны необычные форматы. В силу возраста, каких-то предпочтений и фантазий людей тянет на природу. Тянет козочек разводить, кроликов. И вот такая категория, очень небольшая, десятые доли процента людей, которые смотрят в ту сторону. Это обусловлено тем, что в России экодеревню заменяет дача, – считает директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев.
И пожить там, вдали от городских удобств, собирая экологически чистые огурцы на собственном огороде, воронежцы готовы только летом. А потом возвращаются в город – к водопроводу, супермаркетам и посыпанным зимой реагентами дорогам. Жить в деревнях – любых – воронежцам неинтересно. Так что, видимо, приставка «эко» к коттеджным поселкам, пока так и останется только маркетинговой уловкой. Да и та, считают, риелторы, денег строителям не принесёт.