Борьба с алкоголизмом, путч и одинокий брат жены. Что связывало Горбачёва с Воронежем

Первый и единственный президент СССР умер 30 августа.

4731
Вести Воронеж Софья Квасова

Фото: veni markovski (ru.wikipedia.org), лицензия CC BY 2.0

Достоверной информации о том, что первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв приезжал в Воронежскую область, нет. Но точно известно, что в психиатрическом стационаре в Орловке, а также в Воронежской облбольнице долгое время лечился родной брат жены Горбачёва. Как ещё связаны Воронеж и генсек ЦК КПСС, умерший 30 августа 2022 года, – в нашем материале.

Антиалкогольная кампания в Воронеже

Борьбу с пьянством в СССР начинали неоднократно, но кампания Михаила Горбачёва 1985 года стала, пожалуй, самой жёсткой. Действия чиновников вызвали серьёзное недовольство.

– Вдвое или втрое сократился выпуск и продажа алкогольных напитков. Были снесены тысячи гектаров виноградников. Спиртное продавалось только по талонам, в определённые часы и не во всех магазинах. Их, насколько помню, было шесть или восемь на весь Воронеж. Это вызывало мощное недовольство населения. И, наверное, послужило одной из причин того большого недовольства и привело к изменению строя с социалистического на капиталистический, – рассказывал главный нарколог Воронежской области Александр Орлов.

Для «самогонщиков» в воронежском селе Давыдовке появилась даже своя доска «почёта». Тех, кто занимался запрещённым делом, прилюдно порицали. Персональные данные и размер штрафа максимум в три средней зарплаты выставляли на всеобщее обозрение. «При полной гласности» – таков был девиз местной борьбы с подпольным алкоголем. Отчитывали нарушителей в кабинетах местных чиновниках, а те, кто за незаконную деятельность уже был наказан, представал перед «судом» друзей, соседей и знакомых.

Среди плюсов кампании стало увеличение средней продолжительности жизни: советские мужчины за короткий период времени стали жить минимум на 7 лет дольше. Правда, после снятия запретов стало только хуже.

Реакция на путч

Дефицит – одна из главных характеристик 80-х. С началом перестройки он достиг ужасающих масштабов, в том числе в Воронеже.

– Общество в Воронеже, как и во всей стране, было разделено на сторонников демократов и на сторонников коммунистов. И, естественно, воронежские демократы встали на сторону Ельцина. Что касается власти – власть поддержала тоже Ельцина. В это время главным в Воронежской области был председатель областного совета Калашников, и он вполне определённо встал на сторону Ельцина. В этом было отличие от того, что было в других областях. Там ожидали, кто победит, – рассказал декан исторического факультета ВГУ Владимир Глазьев.

Воронежский историк Николай Сапелкин, который к моменту путча работал первым секретарём райкома комсомола, узнал о событиях 19 августа 1991-го в рейсовом автобусе. Информацию удавалось получать только на остановках.

– Их [остановок] было четыре. И на каждой были свои новости. «Горбач помер», «Меченный арестован», «Мишку-Говоруна убили», «Демократизатор накрылся». Горбачёва в народе не любили, поэтому сочувствия не было. А тревога была. В 9 утра я прибыл в обком комсомола. Увидел, как срывали со шкафов и стен цветные портреты Ельцина, опасаясь репрессий от ГКЧП. Портреты были напечатаны в газете «Собеседник» к июньским выборам. Боря имел тогда поддержку у многих партийцев и комсомольцев, – оценил события Николай Сапелкин.

Впрочем, не все согласились с ним в том, что Горбачёва народ не любил. На него были возложены большие надежды. По воспоминаниям горожан и историков, события августа 1991-го в Воронеже прошли без кровопролития и столкновений.

Брат Раисы Горбачёвой, к которому никто не приезжал

Брат Раисы Горбачёвой и писатель Евгений Титаренко умер в Воронеже в апреле 2018 года. Его судьба сложилась трагично.

Титаренко переехал в Воронеж в 1964 году, и через несколько лет начал пить. С 1973 года писателя положили в Орловку: медики поставили диагноз «органическое поражение головного мозга», болезнь Альцгеймера. Мужчину признали недееспособным.

Сначала Евгения Титаренко держали в хороших условиях – он находился в отдельной палате со всеми удобствами. Тогда товарищи посещали его, но вскоре это делать запретили, а потом и вовсе Титаренко перевели в общую палату. Родная сестра Раиса Горбачёва, ни тем более её муж, в Орловке не были ни разу.

Поскольку родственники опеку над ним не оформили, в качестве опекуна выступил диспансер в лице главврача. Дважды в год Титаренко проходил обследование, результаты которого не позволяли выписать его домой.

У писателя была квартира на улице Хользунова. Ежемесячно из его пенсии оплачивались коммунальные платежи за неё. Работники диспансера по необходимости ездили туда для проверки состояния и предотвращения утечки воды и газа.

Похоронили Титаренко на окраине общественного кладбища в селе Петино. Проститься из близких никто не приехал, только представители клиники.