В Воронежскую область вернулась выставка, посвящённая Великой княгине Ольге

Проект создали в честь её 140-летия.

1919
Вести Воронеж Ольга Зубкова

Фото: Вести Воронеж

В Рамонь возвратилась передвижная выставка «Великая княгиня Ольга Александровна. Вся жизнь как на холсте».  Она находилась в  Гатчинском дворце, где радовала зрителей несколько месяцев. Проект был создан к 140-летию принцессы Русского императорского дома, чья жизнь волею судьбы оказалась соединена с  маленькой Рамонью – селом в Воронежской губернии.

Ольга Александровна приехала в Рамонь в 1901 году, сразу после свадьбы. Здесь Великая княгиня впервые близко увидела простой  народ, которым правили ее отец и старший брат. Много лет спустя, уже будучи в эмиграции, она напишет: «После Гатчины для меня Рамонь - самое милое место на земном шаре». Этот проект сотрудники Дворцового комплекса  задумали как подарок Ольге Александровне к её 140-летию. Музейщики решили свести к минимуму традиционные справочные материалы, но дали слово самой княгине. Это цитаты из ее писем, дневников и мемуаров. Причём, старались подобрать цитату, соответствующую периоду жизни, о котором идет речь в дневнике, а затем добавить строки об этом же периоде, но уже из мемуаров.

– Мы по максимуму использовали не только эпистолярное наследие Великой княгини. Мы по максимуму старались использовать её художественное наследие. Фотографий сравнительно немного. У нас картины Ольги Александровны. Это подлинники, хранящиеся в дворцовом комплексе Ольденбургских. Это акварели из частного собрания, это открытки, автором сюжетов для которых была Великая княгиня. Открытки – это в первую очередь Рамонь, – говорит заведующая отделом Дворцового комплекса Ольденбургских Людмила Царёва.

В Рамони Ольга невероятно много рисовала. Она рисовала и впоследствии, в эмиграции. И даже, говорят,  в особо трудные времена зарабатывала этим на хлеб, продавая свои картины. Рамонские же её произведения отличаются особым цветом и настроением. В Гатчину музейщики возили не только выставку,  но и новую книгу. Это письма Великой княгини своему брату Николаю II, которые она писала ему из Рамони. Работа над переводом их с французского языка была процессом долгим, но невероятно интересным.

– Речь идет о процессе, который захватывает всецело. Ты отключаешься, и пытаешься постичь тот момент, в котором находился человек, который писал письмо, вёл дневник свой. Ты стараешься отключиться от реальности здешней. Ты смотришь вместе с Ольгой Александровной на её крестников. На то, как она шла с одним из солдат, которого она опекала в здешней лечебнице. Они увидели, как мальчишки мучают Жучку, собаку. Она отдала 60 копеек и забрала этого щенка в Ольгино. Потом они с Жучкой гуляли и Жучка там осталась жить. Ольге Александровне на тот момент было 22 года, – поделилась хранитель  Дворцового комплекса Ольденбургских Александра Козлова.

В момент формирования выставки было несколько интересных событий, которые можно назвать просто совпадениями, а можно как продиктованными свыше – очень светлым человеком была Ольга Александровна. Хорошо известно, что у княгини в Рамони было большое количество крестников среди крестьянских детей. Им она при крещении дарила крестики и образки. Но в экспозиции  таких экспонатов не было, о чём сотрудники очень сожалели.

– К нам совершенно случайно, не зная о том, что наша выставка готовится, обратилась замечательная Марина Константиновна Беленова. Её прабабушка была крестьянкой села Ступино, замечательная была семья Шерешковых- Щегловых. Жили достаточно богато, держали огромную пасеку. Она и рассказала, что одну из дочерей Татьяны Шерешковой  крестила как раз Ольга Александровна. В семье сохранились подарки высокородной восприемницы- крестик и медальончик. Наша выставка пополнилась совершенно чудесными экспонатами, – рассказывает Людмила Царёва.

На выставке также представлен подлинный мемориальный предмет – салфетка, которую собственноручно вышивала Великая княгиня.