Сотни кукол и секреты мастерства. Воронежцам показали закулисье театра «Шут»

Десяткам школьников выпал шанс попасть туда, куда обычному зрителю вход закрыт.

6829
Вести Воронеж Инна Доровская

Попасть в места, куда обычному зрителю вход закрыт. Такой шанс в минувшие выходные выпал нескольким десяткам школьников и взрослых. Для них провели экскурсию по закулисью воронежского театра кукол «Шут». Побывали на ней и журналисты «Вести Воронеж».

Редкий случай, когда им не нужно прятаться за декорациями и можно раскрыть хотя бы часть секретов. «Сказки бабушки Корольковой» – спектакль для самых юных зрителей – Александр Ечеин буквально разбирает на части. Достает из сундуков кукол – они здесь максимально простые, но при этом подвижные. Объясняет и как работают декорации.

Чтобы локации менялись плавно и почти незаметно, актёрам нужен только один инструмент – их собственные руки. От их пластичности, рассказывают, зависит, насколько живыми будут герои на сцене. Если навыки позволяют, даже самые простые куклы смогут всё.

Перчаточный Петрушка на руке Татьяны Ечеиной существует будто бы сам по себе. Бежит здороваться с детьми, и в какой-то момент даже взрослые забывают, что говорит он не сам. За почти полвека в театре актриса, кажется, овладела высшим мастерством. Признаётся, все потому, что куклы ей как собственные дети.

– Вот котейка, я его очень люблю. Прежде чем приступать к спектаклю, я всегда прихожу, погладить его, поздороваться с ним, посмотреть и спросить, как он живёт. Он мне отвечает за это добром, двигается хорошо, – рассказала Татьяна Ечеина.

Иногда магия на сцене творится и с помощью самих кукол. Механизмы позволяют им моргать, удивляться, «терять» голову и даже превращаться в совсем других героев. Эта марионетка – не одна, а сразу две куклы.

– У неё две головы. И когда механизм переворачивается, вот, другая кукла никуда не девается, она здесь, просто у неё двойной костюмчик, – показывают артисты. 

Чтобы такие чудеса случались, над созданием кукол трудится огромная команда. На основе сценария художник создаёт образы, делает эскиз каждого героя, а после – чертёж в натуральную величину. Только после того, как всё это готово, к работе подключаются бутафоры – те, кто превращает картинку в реального персонажа.

– Должно быть один в один с чертежом. Эта профессия уникальная, и требования к бутафорам высокие, нужно работать миллиметр в миллиметр, – рассказывают сотрудники театра.

На создание одного героя уходит около двух недель. Всё зависит от размера персонажа и его сложности. Нередко в кукол здесь превращаются и сами актеры. Для одного из спектаклей, например, создали маски. Каждая – индивидуальна, полностью повторяет черты лица человека, который её надевает. Делали по слепкам.

Попадают в этот цех и за выслугу лет на своеобразное «лечение». Этому чиновнику из «Мёртвых душ» около сорока, срок на сцене он уже отслужил, теперь занимает почётное место в музее. Поролон внутри куклы заменят на более современный и долговечный изолон.

– Приходится их реставрировать. Они тоже стареют, куклы, – рассказывают актёры.

А все герои, задействованные в спектаклях, «живут» здесь. Три небольших помещения – склады. Кукол тут сотни, а вот люди, кажется, лишние.

Ещё одно место, тоже пока доступное далеко не всем – музей кукол. Его основателями, по сути, можно считать этих четырёх рыцарей. Родом из Сицилии, сделаны были в 19 веке, весят вместе около сотни килограммов, воронежскому кукольному достались в подарок. Остальные экспонаты – уже местные, из репертуара театра.

– Стараемся всех сохранить, и чтоб была атмосфера, часть декораций мы тоже выставляем, – рассказывают работники театра.

Музей, как и весь третий этаж театра, пока для посетителей закрыт. Его ждёт масштабный ремонт. После сюда снова начнут пускать всех желающих. Думают в театре уже и над тем, чтобы такие прогулки по закулисью тоже стали частью репертуара.

Куда ещё сходить воронежцам на этой неделе читайте в подборке активностей «Вести Воронеж».