Импортные анестетики закончились, своих не хватает. В Воронеже подорожало лечение животных

Ветклиники столкнулись с дефицитом медикаментов.

1928
Вести Воронеж Фёдор Энчеватов

Лечить домашних животных становится накладно. Воронежцы жалуются, что выросли цены на операции, а ветврачи – что у них заканчиваются зарубежные анестетики. Есть отечественные аналоги, но их выпускается недостаточно. А некоторых препаратов нет вообще. В проблеме разбирался Федор Энчеватов.

Кот Заяц вот – уже месяц пациент ветклиники. У животного мочекаменная болезнь, рассказывает его хозяйка Юля. В прошлом году ему сделали операцию, но скоро из-за рецидива её придется повторить. Только сейчас это будет стоить не 12 тысяч, а 18. 

– Подорожали услуги, подорожали даже корма и витамины. Что делать? Всё- таки член семьи любимый, поэтому будем платить, – говорит Юлия Гридяева.

Причина взлетевших цен – импортные анестетики. И если раньше, например, европейский препарат стоил 4 тыс. рублей, то сейчас с большим трудом можно найти за 20 тысяч. Потому что это средство вообще перестали завозить в страну. Другой анестетик, американский, поставляют с перебоями. Но и он подорожал с двух тысяч до четырёх.

Есть отечественные анестетики на основе Кетамина. Они дешевле, но для их использования у клиники должна быть специальная лицензия. Потому что кетамин – это наркотическое средство. В Воронеже таких клиник нет. А другие российские препараты не обеспечивают эффективное обезболивание, говорят ветврачи. Из альтернатив есть еще ингаляционный наркоз, но для него нужно специальное дорогостоящее оборудование.

– Я думаю, что в большинстве городов, даже мегаполисах число клиник, которые имеют оборудование для ингаляционного наркоза, не превышает 5-10%, это связано со стоимостью самого оборудования, анестетиков и с нехваткой персонала, который может адекватно пользоваться этим оборудованием, – говорит ветеринар-онколог Павел Арепьев.

По данным ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей, к 2023 году в стране может остаться около 20% иностранных ветеринарных препаратов. При этом никто из зарубежных производителей не заявлял об уходе с российского рынка. Специалисты ассоциации считают, что проблема в логистике.

– Мы фиксируем, что порядка 90% клиник и ветврачей испытывают острый дефицит ветпрепартаов, особенно те, кто не закупился  впрок. Аналогов основных анестетиков в России нет, и более того, мы специально проверили реестр фармсубстанций, из которых эти препараты производятся, к сожалению, в России они тоже не зарегистрированы. Соответственно, для того, чтобы наладить выпуск аналога, нужно обеспечить промышленность субстанциями и технологиями производства, – объясняет исполнительный директор ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей АВФАРМ Семён Жаворонков.

Помимо обезболивающих препаратов трудности и с вакцинами. Отечественных на всех не хватает из-за высокого спроса. Правда, в  Россельхознадзоре не согласны, что есть дефицит. В целом, по данным ведомства, объём ввоза лекарств для животных за шесть месяцев этого года даже вырос на 5-7% по сравнению с прошлым.

– Сейчас этот дефицит практически не ощущается, если каких-то биопрепаратов или лекарственных препаратов зарубежного производства на сегодняшний момент дефицит, то наши отечественные препараты могут их легко заменить, поэтому дефицита не сегодняшний момент нет, – считает заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой области Николай Эсауленко.

В наиболее уязвимом положении оказались безнадзорные собаки, которых лечат и стерилизуют по госпрограммам. Поскольку импортные препараты слишком дорогие, то используют отечественные.

– Мы вязли отечественные миорелаксанты, да, конечно, эффект не такой, как мы привыкли работать, животные полностью в наркоз не входят, существуют трудности, мы даже теряем животных, – рассказал подрядчик по отлову и стерилизации безнадзорных животных Юрий Вязьмин

На разработку более эффективных отечественных препаратов уйдут годы, говорят эксперты. Сейчас этим занимается лишь один завод в Подмосковье. Пока же, чтобы ускорить процесс регистрации новых препаратов, правительство сократило для производителей количество необходимых документов и разрешило использовать некоторые медикаменты, применяемые для людей.