Секрет рождения колоколов. Как в Воронеже возродили традиции редкого ремесла
На воронежском заводе отлили колокола для звонниц главных храмов страны.
Три десятилетия назад воронежские мастера одними из первых в России стали возрождать утраченный в начале прошлого века секрет рождения колокола. Мастеру Валерию Анисимову было поручено изготовление колоколов для Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Подбор из 23 кампанов – самый большой ансамбль, сделанный мастерами колокололитейного завода.
Колоколам предстоит проделать не одну тысячу километров через шесть областей: мимо древних монастырей к берегам Белого моря. И вот погрузка на причале. И снова в путь, теперь уже по морю. Впереди показались Соловки. Путь, начатый в Воронеже, завершился.
Освящение колоколов напоминало моление странников перед возвращением в родную обитель. И зазвучал самый большой на Валааме, 14-тонный колокол «Андрей», первый благовест Соловецкой звонницы. В колокольном звоне слышны отголоски красного звона Московского Кремля.
– При возрождении обители одним из главных моментов стало обретение голоса Соловецкой обители, колоколов отлитых в Воронеже, им нет равных, – рассказал главный патриарший звонарь Иван Коновалов.
Обязательным условием контракта стала традиционная технология отливки, при которой должны были использоваться глина, песок и квасное сусло.
Со стороны подготовка к отливке колокола выглядит довольно буднично, хотя гул из печи, поднятой на пятиметровую высоту, что называется, внушает трепет. Когда же огненная лава тысячеградусного металла льется в форму, стоящую в глубине бетонного колодца, захватывает дух, и не столько даже от самого зрелища, сколько от напряжения: ведь в этих минутах заключены порой многомесячные подготовительные работы.
Мастерам Анисимова доверили изготовление исторических колоколов Свято-Данилова монастыря, точных копий вывезенных из России в Америку в 1930 году. Американский промышленник Чарлз Крейн выкупил у советского правительства колокола по цене бронзы и подарил Гарвардскому университету.
Ансамбль состоял из 18 колоколов. Самый старший был отлит еще в 17 веке по заказу царя Федора Алексеевича, а дальше формировался больше двухсот лет – это один из четырех исторических ансамблей, сохранивших в мире.
Американцы предложили отлить точные копии колоколов, а оригиналы – вернуть Русской Православной Церкви.
– Для нас все заказы важны и значимы. Этот уникален. Уникальна ситуация, когда надо восстанавливать уникально сохранившийся набор. Цельные наборы в России отливались очень редко. Обычно доливались колокола. Наборы формировались в течение столетий. Такой набор в двадцать колоколов для Свято-Данилова монастыря единым ансамблем отливался, – говорит директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.
Как только Данилов монастырь был снова открыт, тут же встал вопрос о возвращении колоколов на родину. Американской стороной было предложено отлить точные копии колоколов, которые заменят оригиналы. Всё делалось в сжатые сроки. Уложились в предложенный график.
– Это самый большой колокол. Возможно, он лучше, чем оригинал. Воронежским мастерам удалось воспроизвести самые маленькие детали. Мы очень довольны работой и восхищаемся их мастерством, – подчеркнул вице-президент Гарвардского университета Шон Баффингтон.
Мастера Анисимова готовили и полное собрание колоколов для Исаакиевского собора, так называемый подбор из 11 штук. Он получил название «императорский».
Исаакиевский собор – один из крупнейших и известнейших храмов Санкт-Петербурга, построенный по проекту французского зодчего Огюста Монферрана. Первоначально его колокола были отлиты из старых сибирских пятаков в середине 18 века. Их голос заглушал звон всех петербургских церквей.
В начале 20-го столетия тот ансамбль был демонтирован и отправлен на переплавку. Воссоздание уникальных колоколов Исаакиевского собора доверили воронежским мастерам.
И звонница главного военного храма России тоже отливалась в Воронеже. Все 18 кампанов позволяют исполнять не только исторические звоны, но и создавать новые. Они имеют уникальный звуковой ряд.
Главное достоинство каждого из колоколов в том, чтобы они были звонки и имели густой и сильный гул, который происходит тотчас же за ударом колокола, и явственно слышится спустя некоторое время.
Они отливались по профилю старинных колоколов и технологиям литейщиков пушечного двора. Пожалуй, не всегда такое качество звучания достигается.
Воронежские колокола поражают не только формой и искусством исполнения, но и красотой звука. Воплощают русское жизнеутверждение.
– Так сложилось, что зачастую надо отливать колокола очень быстро, если традиционно большой колокол мастера вертели–крутили форму, и на это уходило до полутора лет, то сейчас нам нужно было уложиться за полгода и отлить набор колоколов. И мы с этим справились, – говорит Валерий Анисимов.
Перед отправкой в Москву колокольные узоры ещё раз натирают до блеска. Самые тяжёлые колокола поднимают, чтобы упаковать. Воронежские колокола-благовестники сравнивают с лучшими образцами работ старых мастеров братьев Самофаловых.