Почему в Воронеже затормозила мусорная реформа?

Правильно утилизируют отходы лишь 10%.

Центральный район Воронежа стал первым, и пока единственным, где региональный оператор ввёл не только раздельный сбор мусора, но и раздельный вывоз отходов. Железнодорожный район почти готов присоединиться, там завершили реконструкцию контейнерных площадок. Как должна работать система и почему она так не работает – в материале «Вести Воронеж».

Площадка на улице Советской считается образцово-показательной. Ну почти. Контейнеры, хоть и перепутаны по цветам, есть для мокрых и сухих отходов, отдельно для пластика. К каждому из них приедет свой мусоровоз. Первый – уезжает ни с чем: в баке с пищевыми отходами всё что угодно, кроме того, что должно быть.  

Если и в других контейнерах отходы будут перепутаны, всё в итоге заберёт четвёртый – обычный мусоровоз. Впустую жечь топливо, по словам регионального оператора, пока приходится часто, но приехать на точку они обязаны.

– Региональный оператор полностью перестроил свою логистику, для того, чтобы вывозить раздельно накопленные отходы, но, к сожалению, опять же, отходы в контейнерах для вторсырья – не со вторсырьём. Естественно, там все подряд, но тем не менее, машина приезжает, чтобы жители всё равно привыкали, чтобы жители видели, что эта работа ведётся, – рассказала начальник отдела по обращению с отходами департамента ЖКХ Воронежской области Олеся Власова.

Весь мусор попадает сюда – на сортировочный завод. В день сюда привозят 1200 тонн отходов, и только 10% из них потом отправляют на переработку.

– От 15 до 20 фракций мы отправляем переработчикам. То есть, картон – переработчикам картона, пластик, в частности, мы передаём организации, которая делает из него пэтфлексу, из которой производится стреплента, например. Стекло – на стекольные заводы, ну и так далее, – объясняет директор мусоросортировочного завода Игорь Дмитриев.

10% – это, конечно, мало, но повысить этот показатель, уверены коммунальщики, смогут только сами люди, которые начнут утилизировать отходы правильно. И это займёт немало времени.  К тому, что оранжевые контейнеры только для пластика, говорят на заводе, воронежцы только начали привыкать.

Впрочем, банальная лень – не единственная причина, почему реформа тормозит. Условия, будем честными, созданы ещё далеко не везде. Как, например, людям выбрасывать мусор сюда? Контейнеры слишком близко к дороге. Тут уже надо думать не о сортировке, а о том, чтобы спасать себя, а не планету.

Эта площадка на набережной – прямо-таки Форт Боярд по-воронежски. А вот конкурент – на Алексеевского. Обойти машину, как-то перепрыгнуть лужу – иначе мусор не выбросить. И к тому же, намёка на раздельный сбор тут нет. И это уже позиция управляющей компании. А что, хитро: невозможно оформить контейнерную площадку не по стандарту, если контейнеров нет в принципе. А значит, и учить людей сортировке не нужно.

Удивительно, но чуть ли не треть УК отказались обустраивать площадки за счёт областного бюджета. Впрочем, как только система раздельного сбора отходов в Воронеже станет обязательной, таким коммунальщикам придётся оплачивать новые контейнеры из своего кармана. А по сути, из кармана жильцов. Между тем, до конца года, говорят в департаменте ЖКХ, к раздельному сбору отходов будут готовы все районы города.