Итоги-2022. Взлетевшие в Воронеже цены на сахар, беженцы с Донбасса и июльский град
Корреспондент Евгения Соседко рассказала о впечатливших её моментах ушедшего года.
Сложный 2022-ой уже в прошлом. Корреспонденты «Вести Воронеж» по традиции подводят свои репортёрские итоги года. Вспоминают события и моменты, впечатлившие особенно.
Это вне любых номинаций. О главной теме 2022-го даже в безопасном Воронеже трудно рассказывать. Сильнейшее впечатление – первый эшелон беженцев с Донбасса. Ещё до начала СВО. Одни пассажиры прячут лица от камеры, уверяют – опасаются мести. Другие, вспоминают, как по пути, в Таганроге, их напугал салют. Снимаем несколько интервью, наугад выбираю разных людей. Их истории тогда ещё кажутся какими-то далекими. Но насколько страшные и схожие – шокирует.
– И в огород к нам попадало, и дом побит осколками. Крыша побита, сейчас всё протекает в дом. Обстрелы идут постоянно со стороны Украины, – говорит Наталья Кононова.
Она уверяет, что вернуться назад хотела бы, ведь это её родина.
– Люди, которые живут в прифронтовых зонах, их очень жалко, они из подвалов восемь лет практически не вылазят. Их дети там живут бесконечно, – вспоминает Алекса Адаменко.
Эмоции года захлёстывали весной в магазинах. Воронежцев, в панике скупавших сахар, было прямо жалко. Цены уже отпугивали – под сотню рублей за кило, мы снимали полные склады, записывали комментарии, что дефицита нет, но людей было не остановить.
Запасливые покупатели, съели вы весь этот сахар? Думаю, было горько, когда он подешевел. Торговым сетям, надеюсь, тоже. После, скорее всего, продажи такого песка, круп, мыла, стирального порошка упали. И хочется верить, что магазины, разжигавшие этот ажиотаж, в итоге не только заработали, но и потеряли.
А вот тому, кто обеспечил шок года, ничего за это не было. Июльский день в Рамонском районе вдруг превратился в 168-ое февраля. Урожай с огородов исчез, там выросли сугробы.
Ледяная атака в Ольховатке, говорят, длилась около получаса. О силе легко судить по деревьям – не просто листья превратились в «кружево», местами сломаны и ветки. В это невозможно поверить, но такая зима в середине лета, всё еще здесь. Прошло больше суток, на улице около +25, а местами тут лежит снег. И даже размер градин легко оценить.
Рассчитывать на компенсации, оказалось, бессмысленно. Хотя на это реально больно смотреть. Град сровнял с землёй месяцы труда. «Съел» малину, боярышник, фасоль, огурцы, помидоры. Вот так подкусывал тыквы и нашинковал капусту. Миллиарды ударов стихия нанесла и по трём полям известного агрохолдинга. Больше всего досталось пшенице – лёд выбил из колосьев половину зерна. А Валентина Сычёва помимо урожая не досчиталась и обитателей подворья – цыплят.
– Вышла, крылышки из-под града. Вытаскиваю – один, смотрю, там ещё хвостик торчит, второй. Три штуки, они чуть-чуть меньше голубей были, – рассказывает жительница деревни Ольховатка Валентина Сычёва.
То, чего в природе не увидишь – как на свет появляются крохотные осетры – моё чудо года. Здесь бурлят, страшно сказать, 10 кг чёрной икры. Сам процесс превращения – это и биология, и физика. Едва личинка проклюнулась, она становится легче и поднимается вверх. И дальше уже хвостатое создание просто плывёт по течению – прямиком в бассейн.
– У них будет стадия роения, после этой стадии мы начинаем уже прикармливать личинок живыми кормами, – объясняет лавный рыбовод хозяйства Пётр Гайко.
Мои хвостатые крестники сейчас уже килограммовые. В этом новоусманском хозяйстве количество рыбы мерят не штуками, а на вес. Маточное стадо – это 5 тонн. Чтобы в сюжет попал ещё один интересный момент, сделали десяток дублей. И теперь ответственно заявляю – осетры щекотки не боятся, я проверила!
Если повезёт, здесь можно погладить брюшко царской рыбы. Эти осетры, своего рода, подростки – их возраст около шести месяцев. Обычно «пылесосят» дно, питаясь, а как раз вот так переворачиваются, чтобы собрать всё вкусное и с поверхности воды. А ещё, словно играя, постоянно высовывают носы. И так становятся похожи на поплавки.
Был в этом моём репортёрском 2022-ом и невероятный аромат. Вот смотрю сюжет, и будто чувствую его снова. Вдохнём прошлое пряно-терпкое лето ещё раз!
Цветущее море умиротворяет – уезжать не хочется! Кстати, тут все оттенки лавандового. В горизонт уходят 5 тыс. кустов. Мини-Францию под Воронежем создали Алина и Сергей Комисаренко. Говорят, вдохновили, семейная любовь к цветам и слова священника о том, что мир рядом сделать прекрасней может каждый. Вот они и делают, кстати, вдвоём.
–В этой части поля высажены кусты постарше. Вот такой шар лаванды вырастает за четыре года. И здесь как раз видно, как цветы соседних кустов сплетаются друг с другом. Говорят, через 10 лет тут будет одна сплошная фиолетовая линия. Такие полосатые поля – это прямо Прованс. Как раз там лаванду начали так сажать впервые, чтобы машина могла ходить между рядами и срезать цветы. Здесь всё делают вручную поэтому, это исключительно для красоты и атмосферы.
Деликатес года я так и не попробовала – собирать моллюсков тут тогда было ещё рано. Да, и как их таких есть. Хотя целую ферму брюхоногих Игорь Закатов вырастил именно для ресторанов. Открытие – улитки быстрей, чем кажутся. Как-то даже устроили побег. Теперь удерживает в загоне это «рогатое стадо» – соль. Смертельно опасна, буквально сушит улиток. Спасаясь, они выделяют известное «молодильное средство» – так что тут хоть салон красоты по соседству открывай.
–А это муцин, который можно сразу на лицо наносить, через пять минут его начнёт стягивать, – говорит Игорь Закатов.
Рекорд года – быть гостьей на семи свадьбах одновременно. Женила мобилизованных. Под венец спешили так, что даже обручальные кольца были не у всех – бегали покупать в ближайший ювелирный. Вообще идти с любимой в ЗАГС или нет – это, конечно, вопрос философский. Но не когда в стране частичная мобилизация, скажут скептики. Готова возразить, посмотрите на эти пары. Они всё время обнимаются и держатся за руки, и не важно сколько отношениям – год или все десять. И значит, всё именно так, как должно быть.
Испытание 2022-го выпало аграриям. Проверку погодой выдержали с честью. Вот свёклу убирают под ледяным дождём и в снегу пополам с чернозёмом. А вот и в темноте, пока подморозило. По полям курсируют такие «поезда». Полный грузовик пара тракторов вывозит легко. Правда, дальше, в горку, состав катит уже не так резво, но уверенно. Небывалые и урожай, и трудности. Каких только приключений со свёклой не было. Машины с ней буксовали так опасно, норовя опрокинуться – их приходилось разгружать. А вот освободить технику из грязевого плена не могут и сразу три трактора.
А это бесспорно самое доброе видео ушедшего года. Сотрудники воронежского биосферного заповедника стали бобро-нянями. Мать этих мохнатых малышей погибла при родах. Приёмные родители, сменяя друг друга, кормили крох каждые два-три часа – в том числе и ночью. Выдержать такой ритм и со своими детьми по силам не всем. А этих ещё учили плавать – и удивительно, как природа взяла своё.
– Даже пытаются уже нырнуть. Задерживают дыхание, опускают голову под воду. И начёсываются после купания сами – тоже, никто же их этому не учил, – рассказывает начальник отдела познавательного туризма воронежского биосферного заповедника Владислав Олейников.
От этого года остались и моменты – много, как никогда. Это и вдруг севшая на мель Гото Предестинация. На выручку ей, живописно застрявшей в море, пришёл теплоход «Москва-16».
Воронеж вот так расцвёл 86-ью тысячами тюльпанов – сколько осталось с ними фоток, не сосчитать. А эта красота убийственна для деревьев. Каштаны распустились в сентябре, ощутив не весну, а сильнейший стресс. Кстати, советую, чаще смотреть вверх. Чтобы видеть важное – например, нависшие над тобой ледяные копья.
Помните же, в прошлогодних итогах загадала, чтобы мы, наконец, перестали боялись ковида и сняли маски. Сама не очень верила, но ведь сбылось! В 2023-ем глобальное желание, думаю, у нас всех одно. Только не произносите вслух, чтоб не сглазить. Пускай тоже сработает. А пока, как говорил киношный Ипполит, давайте «делать простые хорошие глупости». Счастье иной раз даже в самом обычном моменте – таком, например, как этот.