Итоги-2022. Снос атомной станции теплоснабжения и съёмки фильма в воронежском райцентре
Корреспондент Инна Доровская рассказала о запоминающихся моментах ушедшего года.
Снос атомной станции теплоснабжения, уборка урожая зимой и большое кино в маленьком райцентре. Мы продолжаем подводить журналистские итоги года. На этот раз подборку самых запоминающихся материалов за год сделала Инна Доровская.
Многие этого не знали, но она – не просто музей, а действующее судно. Путешествие на Гото Предестинации, пожалуй, самое запоминающееся событие моего журналистского года. О том, что корабль пройдёт по водохранилищу, стало известно в начале весны –когда его закрыли на косметический ремонт. Первое тестовое плавание мы ждали около двух месяцев.
– Корабль семь лет стоял, никуда не отходил. Хоть мы и поддерживали все эти годы механизмы в исправном состоянии, экипаж работал, и проворачивание механизмов мы делали. Но на ходу надо было. И это ещё наша не последняя тренировка, – уверен капитан Гото Предестинации Максим Рыбковский.
Нужна тренировка была для того, чтобы обновлённый корабль стал участником масштабного праздника в честь юбилея Петра Первого. Ещё одна необычная картина – фонтан и радуга посреди ВОГРЭСовского моста.
Причина такой красоты – порыв магистрального водопровода. Но огромный фонтан, еще и посреди моста…
Не каждый день увидишь и такое: в небольшом райцентре снимают большое кино. Точнее, сериал. О судьбе женщины, которая однажды ушла работать в такси. Московских режиссёров и сценаристов привлёк именно Павловск – маленький провинциальный город.
– Во-первых, очень хотелось юга, во-вторых, очень хотелось вот этой южной щедрости. Мы же просто так не только на юге, не только в Воронежской области, где природа совсем не такая, как рядом с Москвой, мы ещё и в разгар лета приехали, – рассказал режиссёр сериала Рауф Кубаев.
Зрители увидят сериал «Алла, такси» как раз в наступившем году. А жители Павловска на экране явно будут искать себя – многие участвовали в съёмках.
Немного нереальной, будто кадры из фильма, в первые минуты казалась и эта картинка. Десятки воронежцев практически в центре города одновременно рыли окопы. А потом, лёжа в укрытии, сами себе оказывали первую медицинскую помощь.
Иногда довольно грубо, но зато они действительно могут чему-то научить. Все инструкторы на этих курсах – с боевым опытом. Но свою историю даже в общих чертах рассказывать не хотят. Судьбу же этого объекта мне пришлось изучить во всех подробностях. В ушедшем году в истории атомной станции теплоснабжения поставили точку. Спустя почти два года её снос завершили.
От огромного и прочного сооружения остались только плиты. Они уходят под землю на три метра. Бетонный пустырь площадью несколько тысяч кв. м. – это фундамент первого энергоблока атомной станции теплоснабжения. Но если посмотреть сверху, в практически космическом пейзаже можно разглядеть границы снесённого энергоблока. Вот над этим местом, например, возвышался купол станции, который точно было видно издалека.
Всё, что от неё осталось – каменное поле. В таком удивительном месте мне удалось побывать лишь раз.
Гораздо чаще получалось понаблюдать за работой аграриев. Сахарный завод, поля с пшеницей, соей, гречихой и арбузами. Каждый такой выезд открывал много нового. Не обошлось и без трудностей – на этой съёмке явно не хватало резиновых сапог.
– Это ещё терпимо. А то на кругу останавливаешься, два-три раза чистишь. Когда дождь идёт, копаем. В сухую погоду больше вырываешь, чем сейчас. Скорость меньше, потерь больше, – рассказывал Виктор Бобкин.
Так уборка не затягивалась, пожалуй, никогда. В середине декабря в полях ещё оставались свёкла, подсолнечник и кукуруза. Их заливало дождем и засыпало снегом. А в день, когда мы приехали снимать в прямом смысле битву за урожай, подморозило. Ручьи на поле не успели просохнуть и превратились в ледяные дорожки.
– Если сравнивать прошедшие года, то уборка была сентябрь-октябрь, и, грубо говоря, в ноябре месяце она уже заканчивалась. Сейчас, для декабря месяца, – это как-то уже поздновато, – говорил главный агроном сельхозкомпании Сергей Болгов.
Природа здесь не только мешала уборке, но и повлияла на перевозку груза. Урожай отсюда – прямо-таки путешественник. На другой берег Дона его возят через Семилуки и Воронеж. Потому что единственную переправу – понтонный мост в селе Новоживотинное – разорвало на части и унесло течением. Без короткой дороги остались и жители.
Люди, кажется, не могли поверить, что моста на привычном месте нет. А ему, похоже, понравилось путешествовать по Дону – в итоге одна из частей уплыла за три километра. И когда мост смогут вернуть на место, похоже, одной природе известно. Ведь всему виной необычный для региона зимний паводок. Он начался из-за постоянных перепадов температуры и большого количества осадков.
– Представляете, вот такое обилие воды, по две нормы, четыре месяца подряд. Это очень много. Единственное, что плохо, если будет такая зима. Даже если будет обилие воды, к весне у нас не будет снега, и практически нечему будет таять, – рассказал руководитель Воронежского гидрометцентра Александр Сушков.
Водовороты у закрытых временных переправ и пришвартовавшийся среди глыб льда кусок понтона – каждая такая картинка завораживает. И хочется немного сбавить темп, забыть о суете и просто понаблюдать.
В большом потоке событий мы часто забываем обращать внимание на детали, они кажутся нам чем-то малозначимым. В наступившем году хотелось бы пожелать Вам замечать интересные мелочи даже в рутине, несмотря ни на что находить в жизни больше позитивных моментов. И хотя бы иногда открывать для себя что-то новое.