Хранилище редчайших сокровищ. Воронежскому музею им. Крамского исполнилось 90 лет
В фондах музея хранится множество уникальных экспонатов.
Воронежскому музею имени Крамского исполняется 90 лет. Воронежу повезло: будучи не самым крупным культурным центром России, он стал хранителем редчайших музейных сокровищ. В коллекции музея экспонаты от античности до современности.
Воронежский областной художественный музей имени Крамского под современным названием существует с 1984 года. А создан он был в 1933 году как Музей изобразительных искусств на основе объединения художественных коллекций бывшего Губернского краеведческого музея и Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета, многие из экспонатов которого приехали из Императорского Юрьевского университета.
Воронежу повезло в том плане, что, не будучи самым крупным культурным центром России, он стал хранителем редчайших музейных сокровищ. Мы можем гордиться не просто отдельными предметами античности и египетскими древностями. Мы можем говорить о серьёзно собранных коллекциях, которые представляют не случайный набор редких артефактов, а являются результатом планомерной работы музейщиков-профессионалов. Туристам, приехавшим из других городов, здесь представят не только античность и древний Египет, но и большую коллекцию живописи. И одна из жемчужин её – большое собрание работ Елены Киселёвой.
– Ещё до пандемии вышла статья в Японии о ней. В наш музей дважды приезжал с лекциями специалист по русской культуре Джатаро Ота. Он открыл для себя творчество Киселёвой и стал её преданным поклонником. Своих соотечественников знакомил с творчеством этой замечательной художницы. Елена Андреевна приобретает международную известность, – рассказала учёный секретарь музея имени Крамского Наталья Бакина.
Фонды музея пополнялись экземплярами из частных коллекций, дарами Русского музея и Третьяковкской галереи. И если живописные работы зритель видит в экспозиции, то графика экспонируется редко, хранится в запасниках. О ней можно только говорить, но, к сожалению, трудно увидеть. Это и работы братьев Зубовых, которые учились у голландских мастеров и в своей технике сочетали офорт с резцовой гравюрой. Не менее ценны работы французского художника Жана-Жака де Буасье. Коллекция художника, которой обладает воронежский музей – одна из крупнейших в России. В Эрмитаже хранится 99 офортов де Буасье, а в Воронеже – 88. Зарубежная часть коллекции музея имени Крамского вся представляет большой интерес.
– Звезда нашего зарубежного собрания «Христос» Михаэля Остендорфера –редчайшая вещь, в российских музейных собраниях больше нет произведений этого художника. У нас есть очень хорошие произведения фламандской живописи, тоже редкость. Голландия, натюрморт Петра Клааса, – рассказала Наталья Бакина.
Помимо основных фондов, музей имени Крамского радует зрителя постоянно сменяющимися выставками разнообразной тематики, разных жанров и временных отрезков. Это и современная живопись, и скульптура, и прикладное искусство. Сотрудники рассказывают, что музей посещает всё больше молодёжи, для которой организуют всё новые интересные мероприятия.
– Наш герой, посетитель музея, – безусловно, молодой человек. За последнее время мы замечаем, как омолаживается наша аудитория и, конечно же, благодаря программе «Пушкинская карта». Мы видим поток этих людей, которые идут с этими картами, посещают выставки, мастер-классы, лекции. Каникулярный период у нас был занят программами, экскурсиями, бродилками, мастер-классами, которые привлекают детей и открывают нашу шкатулку с драгоценностями, – рассказала и.о. директора Воронежского художественного музея имени И. Крамского Юлия Зайченко
Фонды Воронежского художественного музея имени Крамского, которые насчитывают более 30 тыс. единиц, хранят ещё много неизвестных зрителю шедевров. Знакомство с ними – дело времени.