Родина Нового года. Получится ли у Воронежа завоевать этот статус и привлечь туристов?
В идею проектного офиса по туризму поверили не все.
Воронеж объявили родиной Нового года. Неожиданно, да? Но об этом заявил губернатор Александр Гусев, а сам Дед Мороз заверил новый статус города своей подписью. Авторы идеи уверены: это привлечет в Воронеж туристов. Но как связаны Воронеж и Новый год и правда ли подписи Деда Мороза достаточно, чтобы в регион, где почти нет снега и зимних развлечений, хлынули туристические потоки?
Сделать Воронеж родиной Нового года – идея регионального проектного офиса по туризму. Зимой туристический поток в регионе падает, и это нужно менять.
– В общении туроператоры, отельеры говорили, что высокий новогодний сезон падает как раз в дни Старого нового года. Но при этом у всех есть четкое понимание Старого нового года. Если Новый год – семейный праздник. То Старый новый год отмечается, но формата его празднования не существует. И мы решили обратиться к истокам – откуда он пошел и случайно выяснили, что к этому имеет отношение Воронеж, – рассказал руководитель проектного офиса по туризму Воронежской области Станислав Аристов
Имеет отношение – это, мягко говоря, смелое заявление. Указ об изменении летоисчисления Петр Первый подписал в 1699 году. Провёл он его всего в двух городах – Воронеже, где строил флот, и Москве. Получается, что решение могло быть принято в нашем городе. И этого для объявление Воронежа родиной Нового года посчитали достаточным. Историки с такой вольной трактовкой исторических событий категорически не согласны. Говорят: указ Петр подписал в Москве, а значит, именно Москва – столица Нового года, и именно там его впервые отметили с гуляньями и фейрверками.
Впрочем, многие считают, что главное в деле повышения туристической привлекательности – стОящая легенда! Подтверждения, что Казань – третья столица России, тоже нет. Или что Великий Устюг – родина Деда Мороза. Но с этим уже никто и не спорит. Правда, признают: на одной легенде далеко не уедешь, нужно что-то уникальное и по-настоящему увлекательное.
– Если взять пример новогодней столицы России, Тулы или Нижнего Новгорода, там реально был огромный поток туристов, но для этого там довольно много всего делалось. То есть это не просто украшенная ёлка, там много дополнительны декораций, мастер-классы и какие-то представления на улицах, и всё на свете. Это можно сравнить в принципе с нашим Платоновским фестивалем. А если просто сказать, что мы столица Нового года, потому что Пётр придумал это якобы здесь – я не думаю, что что-то сильно изменится, – уверен создатель турпроекта «Нескучный день» Борис Демьянов.
В проектном офисе обещают, что туристам будет, чем заняться, для них разработают целую программу праздничных гуляний, представлений и ярмарок. Перенимать опыт поедут к Деду Морозу, в Великий Устюг. В том, что это сработает, сомневается историк Владимир Размустов.
– Никакого продолжения у этого не будет. Пытались сделать себя столицей манной каши. Надо было войти в гастрономическую карту России. Это всё заглохло, потому что не подкреплялось событийно. Может, мы здесь открыли ресторан манной каши? Может, съели самую большую тарелку манной каши и вошли в Книгу рекордов Гиннеса? Может быть, вся Россия поехала к нам сюда есть нашу уникальную манную кашу, мы рецепт изобрели? Нет! Не подкрепленное – это фейк, – уверен кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Да и без снега, которого у воронежской погоды зимой не допросишься, основания претендовать на звание родины Нового года у нас весьма шаткие.
Между тем Воронеж – родина ВДВ, Андреевского флага, кабачковой икры и «Катюши». Но за пределами региона почти никто не знает даже о том, что Воронеж – колыбель российского флота, говорят воронежские экскурсоводы. Что же знают? Москвичи, например, знают, что у нас можно бюджетно поесть и развлечься. Еще туристы из других регионов слышали, что Воронеж – город куража и родина «Сектора газа». Но эти бренды появились и живут без помощи чиновников.
Если уж на что и делать упор, то это на реальные связи Воронежа с петровской эпохой, считает Владимир Размустов. Про манную кашу, которой тут якобы угощали Петра, не знает никто. А вот на «Гото Предестинацию» всегда очереди. Просто потому что у истории с кашей реальных подтверждений нет, а «Гото Предестинация» действительно существовала. Есть и историческая Адмиралтейская церковь, современница Петра.
А ещё есть настоящие пушки с петровских кораблей в Петровском сквере. Но они властям почему-то неинтересны. Лафеты растрескались, самая большая пушка завалилась набок, скамейкам нужен ремонт, плитка пошла волнами. Воронежские краеведы не раз обращались к мэрии с просьбой привести сквер в порядок, но денег на это не выделили даже к 350-летию со дня рождения Петра. Так что как бы и Новый год не лишился своей новой родины.