Проект мирового масштаба или обуза для Воронежа. Чем может стать 2 ярус Северного моста

В 2023 году его обследуют.

8128
Вести Воронеж Анна Авдеева

Второй ярус Северного моста, по планам, обследуют в 2023 году. Это нужно, чтобы понимать его техническое состояние. В мэрии снова заговорили про то, как использовать это место. Сделать там прогулочную зону или пространство для творчества – идея не нова, ей уже больше 10 лет. Но дальше предложений дело никак не идёт. Впрочем, вариантов может быть много, но пока ясно только одно: источник финансирования – точно не городской бюджет. Что предлагали и почему идеи так и не сбылись – в материале «Вести Воронеж».

Последний трамвай проехал по мосту в 2008-м. В этом же году сооружение вывели из эксплуатации. И практически сразу начались разговоры о том – что дальше?

Вариант первый – оставить всё как есть

Это и происходит в последние 15 лет. Что ж, ничего удивительного. Это единственный вариант, не предусматривающий вложений.

Вариант второй – демонтировать

Можно еще демонтировать верхний ярус. Для транспорта он не годится: говорят, при строительстве была допущена ошибка, и мост даёт крен в южную сторону. Поэтому трамваи ездили тут очень медленно. Значит, вариант с транспортом здесь будет крайне затратным – сооружение придётся либо укреплять, либо разбирать и строить заново.

Вариант третий – превратить в пешеходную зону

И так мы подходим к единственному пока что более реалистичному варианту. Это пешеходно-смотровая зона. Были даже какие-то проекты. Самый свежий – 2017 года. Мост предлагали сделать благоустроенной пешеходной зоной. Может, даже с велодорожками. Тогда бы он как раз соединил два парка – Центральный и Дельфин.

Архитектор Роман Пупавцев, размышляя о том, что бы там могло появиться, говорит также о связи между берегами и набережной, смотровых площадках, общественном пространстве. Не исключает он и возможность внедрения легкорельсового транспорта. Но даже и без него – проект, уверен, уникальный.

– Он интересен ещё с Навуходоносора II, когда были спроектированы и сделаны сады Семирамиды. Я думаю, это такой отсыл, наверное, к этой части. В Нью-Йорке High Line тоже сделан на заброшенной ветке грузового транспорта. Поэтому эта идея уже как бы апробирована, и если такое появится у нас в городе, то это будет идея не только масштаба нашей страны, но и, наверное, мирового масштаба, – считает архитектор Роман Пупавцев.

Вообще-то Северный мост – и правда уникальное сооружение. Аналогов ему не было во всем Союзе. Самый высокий, самый узкий, самый протяжённый из всех воронежских мостов. Движение по нему открыли в 1985-м. И если нижнюю часть периодически ремонтируют, то о реальном состоянии верхнего яруса ещё только предстоит узнать. Впрочем, ещё в 2009-м некоторые эксперты заявляли, что второй этаж рухнет лет через 10. А ничего, стоит. Правда, используют его в основном пауки. И редкие молодёжные компании. Пока выглядит не слишком привлекательно для многомиллионных вложений.