Дорогу самокату. В Воронеже вступят в силу поправки в правила дорожного движения

Они коснутся средств индивидуальной мобильности – гироскутеров, моноколёс, самокатов.

2861
Вести Воронеж Елена Гончарова

Как только потеплеет, на дорогах Воронежа появится новый вид транспорта – средства индивидуальной мобильности. Так теперь в Правилах дорожного движения называют электросамокаты, гироскутеры и моноколеса. Поправки вступят в силу уже 1 марта. Их авторы считают, что это сделает движение более безопасным. Тем, кто управляет таким транспортом, придётся соблюдать правила. Но легко следовать им в Воронеже? Разбирались журналисты «Вести Воронеж».

Воронежцы очень любят электросамокаты. В тёплое время года на дорогах их около 10 тысяч. В прошлом году воронежцы проехали на них больше миллиона километров. И самокаты теперь уже не только развлечение для подростков, 7 из 10 пользователей ездят на них по делам: в поликлинику, вуз или на работу, рассказали представители одного из сервисов кикшеринга. При этом, как должен вести себя на дороге человек на самокате, не знал никто, а правила дорожного движения вообще считали его пешеходом. Поправки в ПДД этот пробел устранили.

– Это, конечно, будет плюсом и для тех, кто ездит на самокатах, и для тех, кто передвигается пешком или ездит на автомобиле. То есть появляются обязательные для всех и понятные всем правила. То есть ни пешеход, ни автолюбитель теперь не должен бояться самоката, он точно знает, где должен ехать самокат, с какими параметрами, то есть с какой скоростью, какой мощности должен быть этот самокат, – рассказал пресс-секретарь сервиса по прокату самокатов Денис Балакирев.

Автомобилисты и пешеходы нервничали не зря. По сравнению с автомобильной статистикой цифры, конечно, небольшие, а вот динамика – пугающая. И число аварий, и число пострадавших выросло на две трети. Происшествий и травм самокатчики провоцировали так много, что поправки в ПДД были просто необходимы.

Итак, что же изменилось? Во-первых, самокаты и прочие средства индивидуальной мобильности – теперь транспорт. Во-вторых, поправки определили, кто и где может на них ездить. Детям до 14 лет разрешено передвигаться только тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Старше 14 лет – только по велодорожкам. Если их нет, можно выехать на троуар или проезжую часть. При этом двигаться можно только по правой полосе, со скоростью не более 25 км/ч. На дорогу, кстати, нельзя выезжать на устройствах без тормоза, например, на моноколесах. У остального транспорта кроме тормоза должен быть задний красный фонарь и фара. На тротуарах скорость должна быть еще ниже и не превышать скорость пешеходного потока. 

При том, что самокаты теперь – транспорт, получать права их пользователям не нужно, а вот покидать место ДТП – запрещено, как и автомобилистам. А ещё появится специальный знак – запрет движения на самокате. В Воронеже пока такие не установили. Но, как рассказали в ГИБДД, появятся они, скорее всего, в городских парках.

За нарушение правил грозит наказание. Создание помех на дорогах обойдётся в тысячу рублей, за сбитого пешехода или пьяную езду выпишут штраф до полутора тысяч.

– Со стороны сотрудников Госавтоинспекции в зависимости от угроз и рисков будут приниматься меры, в том числе – и предупредительного характера, меры реагирования в случае выявления таких нарушений и угроз. Мы уже планируем поставить задачу нарядам ДПС с наступлением сезона по контролю за безопасностью в данной сфере, как при повседневном надзоре, так и в рамках целевых профилактических мероприятий, – рассказал начальник УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов.

Правила – правилами, говорят урбанисты, но  городских проблем, связанных с самокатами, они не решат.

– Это не устраняет первопричину конфликта, а именно – отсутствие разделения потоков в городе. У нас в одной зоне двигаются пешеходы, велосипедисты, самокатчики, люди на моноколёсах, всё это смешивается, и конфликтные ситуации просто неизбежны. Реальным выходом из ситуации является создание сети велодорожек, велополос, которые смогут разделить эти потоки и уменьшить количество конфликтных зон, – сказал урбанист Юрий Родионов.

О создании велокаркаса в Воронеже говорили несколько лет, но он так и не появился. Велодорожки в городе не связаны друг с другом. Не появилась такая даже на проспекте Революции, который должен был стать образцом для обновления других улиц.

Но этим всё-таки придётся заняться. Минтранс направил властям регионов письма с рекомендацией создать парковки и инфраструктуру для использования СИМ. Там считают, что электросамокаты должны стать альтернативой личным автомобилям и общественному транспорту. В Воронеже с его пробками и проблемами с маршрутками это особенно актуально.