Мега или микро. Какой формат школ посчитали оптимальным воронежские учителя

Единого мнения нет.

6372
Вести Воронеж Светлана Неклюдова

Когда мегашколу начинали строить, власти с особой гордостью напоминали, что она будет самой большой в России. Действительно уникальному объекту решено даже не присваивать номер, а называть образовательным центром. В сентябре гигантское здание, напичканное самым современным оборудованием, примет первых учеников. И хорошо, если их будет всего 2 860, как заложено проектом. Между тем в учительском сообществе нет единого мнения об эффективности таких учебных заведений. Мнения педагогов – в материале «Вести Воронеж».

Четвёртый «И» или шестой «Л» – такие классы в шиловской школе в порядке вещей. Кабинеты больше обычных, столовую пришлось расширить за счёт коридора. Четыре буфета на разных этажах, чтобы не создавать очередь. Никто не давал школе в Шилово приставку «мега», но она стала таковой по факту. Район застраивается быстро, а учиться больше негде. Здание, рассчитанное примерно на тысячу детей, принимает 2,5. Чтобы всем хватило места, ввели вторую смену.

– Наша школа рассчитана на 51 класс и 1 224 человека. Вот это идеал. Я вспоминаю первые годы нашей работы, когда нас было 908 и второй год, когда нас было 1400. И как раз это оптимальная численность, – рассказал директор школы №103 Владимир Ищук.

Зарплата у учителей здесь выше средней по городу. Но и нагрузка огромная – в классах по 35 человек, а уроки сокращены до 40 минут. Справляются только самые опытные педагоги. С детьми, говорят учителя, важна дисциплина и самоорганизация. А современное образование – это не только оборудование.   

– Мы и после уроков остаёмся, какие-то внеклассные мероприятия, с детьми разговариваем много, часто разговариваем. У них сейчас возраст такой, когда необходимо говорить, – рассказала учитель начальных классов школы №103 Наталья Лебедева.

37-я школа по нынешним меркам – крохотная. В этом большом здании – всего 560 учеников, даже запас есть. Здесь одна смена и есть продлёнка. Учебное заведение известно тем, что сотрудничает со школой олимпийского резерва. Учителя, например, занимаются дополнительно с юными спортсменами, пропустившими уроки из-за соревнований. Здесь почти всех учеников директор и учителя знают по именам, тесно общаются с родителями, вместе проводят небольшие праздники.

– Маленькие школы живут одной большой дружной семьёй. И маленьким школам присуща семейная атмосфера и, возможно, именно в таких учреждениях чаще всего используется демократический стиль общения – между учителем и учеником, – считает директор школы №37 Ольга Соколова

Мегашколу наверняка ждут жители соседних жилых комплексов и будущих новостроек. Уже сейчас школы в этом районе переполнены. А этот проект, конечно, удивительный и масштабный. Кабинет робототехники и хореографии, целый школьный ресторан, учебно-опытная зона с грядками и теплицами, летная площадка для квадрокоптеров. Здесь всё будет работать по особому сценарию.

– Она разделена на блоки по тематической направленности. IT – отдельно, всё, что связано с лабораторией, – отдельно. И у ребят появляется возможность передвигаться по ней, очень быстро ориентироваться. За счёт навигации понимать, где они находятся. На мой взгляд, это удобно, но уже точно интересно попробовать, как это будет работать, – рассказала руководитель управления образования и молодёжной политики Воронежа Любовь Кулакова.

В педагогическом сообществе не сомневаются – работать будет. Столичные образовательные центры так учат детей уже давно и успешно. Главное, о чём говорят специалисты – в таких школах должны быть сильные педагоги. Для мегашколы таких нужно 200. Иначе учебное заведение ждёт провал.

– Никто и не доказал, что все эти киберклассы и даже компьютеры существенно влияют на образовательные результаты. Очень много было исследований в мире, доказательств нет. То, что сейчас исследования показывают, – главное, это учитель. И появился такой термин – это педагогика отношений. Самое главное для ребёнка – это в каких он отношениях с учителем, – заявила кандидат педагогических наук Елена Ленская.

Набор в мегашколу стартует в апреле. А пока власти внимательно следят за строительством этого образовательного центра на 2 860 мест, скромная 103-я школа в Шилово в новом учебном году уже перешагнет порог в 3 тыс. учеников.