Конец собачьей жизни? На улицах Воронежа в 10 раз уменьшат количество бездомных псов
Мэрия изменит подход к регулированию численности поголовья дворняг.
Уменьшить число бездомных собак на улицах Воронежа в 10 раз за три года – такую амбициозную задачу поставила перед собой мэрия Воронежа. За образец взяли Нижний Новгород – там уже удалось ограничить размножение дворняг и убрать их с улиц. А что будут делать в Воронеже и куда денутся бездомные псы?
Еще пару лет назад в Воронеже обитали 3-3,5 тысячи собак. Каждый год отлавливают и стерилизуют примерно 1 300-1 400. Казалось бы, дворняг на улицах должно становиться меньше. Но нет: число собак продолжает расти, и за последние пару лет их стало на тысячу больше. Поэтому подход к решению проблемы решили изменить и перенять опыт Нижнего Новгорода. Там на город-миллионник приходится всего около 400 бездомных собак, и у каждой – свой куратор.
– Два-три года должна происходить процедура полной стерилизации, мы имеем в виду кастрацию и самок, и самцов, в процентном соотношении не менее 70% всей численности, а лучше, если 80. В нашем случаем это 3 150 собак, которые за год должны проходить стерилизацию, и на таком уровне мы должны отработать два-три года. И это позволит нам выйти на плато 400 собак, – рассказала вице-мэр Людмила Бородина.
Такую численность дворняг в мэрии считают комфортной, собаки остаются частью городской экосистемы и при этом не создают проблем людям. В Воронеже, кстати, такие проблемы – дело обычное. Например, на Набережной авиастроителей стая собак набросилась на школьницу. Восемь псов гнались за испуганной девочкой и в конце концов сбили с ног. Спасло школьницу только вмешательство соседей.
А на Московском проспекте дворняги набросились на девушку, она отчаянно пыталась отбиться от своры, но одной из собак всё же удалось прокусить ей ногу.
В Воронеже отлов собак до сих пор работает по заявительному принципу. В управах получают сообщение от горожан и в течение года должны приехать за указанной собакой. В прошлом году таких заявок было около двух тысяч, а отловили, стерилизовали и вернули обратно – всего около полутора тысяч животных. Теперь чиновники будут искать собак сами – не ожидая заявлений от жителей. А на стерилизацию отправлять – массово.
Ещё одна проблема: возврат собак в тот же двор, откуда их просили забрать. Горожан такая практика совсем не радует. Стерилизация не всегда делает псов дружелюбнее. И тут Воронежу тоже пригодится опыт Нижнего Новгорода, рассказала Людмила Бородина. Там на улицы возвращают только часть животных – самых приспособленных к бродячей жизни, остальных – отправляют в приюты и стараются пристроить в хорошие руки. Пристраивают по 800 в год. Такие приюты должны появиться и в Воронеже, в Семилукских Выселках для них уже выделили пять участков.
Расходы на все эти планы придется удвоить, и в мэрии к этому готовы, а вот где брать кадры, пока неизвестно. В городе работают всего два таких подрядчика и заняты они не только городскими дворнягами, контракты у них по всей области.
А зоозащитники вообще считают, что планы властей могут обрушить сами воронежцы.
– Даже если мы изымем с улицы города 80% бездомных собак, у нас фактически примерно до 80% е численность восстановится путём домашнего воспроизведения потомства и последствий серого и чёрного теневого разведения. Если мы не будем работать с населением, то на это плато никогда не выведем безнадзорных животных, – уверена член совета общественной организации «Центр экологической политики» Анна Воронина.
И поэтому, считает она, нужна не только работа на улицах, но и просветительская. И тут пока – огромный пробел. Например, о том, что в конце прошлого года малообеспеченные воронежцы получили льготы на стерилизацию своих животных, не знает никто. А значит, коробки с выброшенными щенками и котятами в наших дворах закончатся нескоро.