Оперировали почти вслепую. Какой путь прошла воронежская нейрохирургия с советских лет
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
В этом году исполняется 66 лет с момента открытия нейрохирургического отделения воронежской областной больницы. Тогда это были 60 коек в здании, которое сейчас занимает третья городская больница. Операции проводили под местной анестезией с помощью примитивных инструментов, диагноз ставили лишь по симптомам. Спустя 66 лет нейрохирургия в Воронеже стала одной из лучших в стране. Сейчас наши специалисты успешно выполняет сложнейшие операции. О том, как все начиналось – в рубрике «Архив».
Семеро мужчин и одна девушка – консилиум лучших нейрохирургов области осматривает пациентов. Только так, коллективно, принимали решения, вспоминают врачи. Каждый клинический разбор был примером высокого профессионализма. Ведь специального оборудования, позволяющего увидеть патологию в головном или спинном мозге, не было. Ориентировались лишь на симптомы. Если во время операции хирурги выходили точно на опухоль, рассказывает Валерия Ланецкая, это называли чудом.
– В головном мозге мы должны точно выйти в зону нахождения опухоли, потому что любые лишние движения, повреждения головного мозга, ведут к тяжёлым неврологическим последствиям. К сожалению, были ситуации, когда после неудачной операции больной умирал. Уже на секционном столе мы выясняли, что были рядом с опухолью, но эту опухоль, к сожалению, не увидели. И, конечно, операции при опухолях головного мозга были событием. То есть мы в год оперировали 30-40 опухолей. И летальность, к сожалению, была очень высокой, – рассказывает врач-нейрохирург-консультант нейрохирургического отделения ВОКБ №1 Валерия Ланецкая.
За скальпель брались слишком поздно, тогда, когда пациенту становилось совсем плохо. При онкологии летальность доходила до 80%. Некоторые патологии считались вообще неоперабельными. Например, почти не удаляли аневризмы. Не было специальной хирургической техники. Долгое время, говорят врачи, обходились минимумом инструментов.
– Кровоостанавливающие зажимы были, ручные коловороты, фрезы были, фрезы сами точили. Всё проходили. Каменный век. Во время Великой Отечественной войны эти же операции проводились. По спасению раненых наших. Также трепанации делались. И также мы проводили здесь. Конечно, более быстрым методом, потому что мы как-то освоили эти приёмы трепанации черепа. Конечно, много было резекционных трепанаций. Это очень деструктивная операция, которая сейчас практически нигде не производится. Раньше и наркоз был поверхностный, и отеков головного мозга много вызывало в операционной. Приходилось делать большую декомпрессию, то есть дефект черепа, – вспоминает врач-нейрохирург консультативной поликлиники ВОКБ №1 Валерий Зайцев.
Новый период развития нейрохирургии начинался лишь в конце 80-ых, когда в отделении появляются первые томографы, операционные микроскопы и мониторы для контроля жизненно важных функций организма. Смертей в операционных стало меньше.
Сейчас нейрохирурги областной больницы в год проводят около 1000 операций. В арсенале врачей – новейшие методы нейровизуализации, высокотехнологичное оборудование. Например, в Воронеже работает единственный в стране экзомикроскоп, который вращается на 360 градусов и дает 26-кратное увеличение. Техника, о которой и мечтать не могли полвека назад. Несмотря на это, нейрохирургия до сих пор считается одной из самых сложных и неизученных областей медицины.