Счастливые билеты и цветные фонарики. Какими были трамваи в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

4871
Вести Воронеж

В Воронеже обсуждают планы по созданию метробуса. Это такой гибрид метро и автобуса, который, по мнению специалистов, должен спасти город-миллионник от пробок. Напомню, от идеи создать метро власти давно отказались, посчитав её слишком дорогой. Между тем рельсовый транспорт в Воронеже существовал ещё до революции. В канун очередной годовщины пуска первого трамвая, 16 мая, в рубрике «Архив» смотрите, как это было.

Уникальная фотография, на которой запечатлен важный исторический момент – 16 мая 1926 года в Воронеже открывается трамвайное движение. Первые вагоны следуют по маршруту «Вокзал-Маслозавод». По одной из версий, именно это событие описали Ильф и Петров в романе «12 стульев»: «Там собрался весь Старгород… Ударили тонкие звоночки, и первый вагон трамвая…выкатился из депо под оглушительные крики толпы и стоны оркестра. Освещенные вагоны казались еще ослепительнее, чем днём… Во втором вагоне ехал оркестр и, выставив трубы из окон, играл марш Будённого».

В том же году Воронеж посетил кумир молодёжи – Владимир Маяковский. По воспоминаниям очевидцев, проезжая по проспекту на извозчике, он мрачно произнес: «Сплошной восемнадцатый век. Вот разве что трамвай…» Конечно, он стал показателем технического прогресса, небольшой губернский город уже иначе выглядел в глазах советских граждан. 

– То, чтобы было особенно необычно – то, что в 30-е годы вагоны приходили красного цвета с Коломенского завода, у нас делали их синими. Вот такую фишку решили сделать. Сеть увеличивалась, количество маршрутов увеличивалось. И каждый маршрут имел свой цветовой фонарик. То есть ночью по цвету, а трамвая ходили с пяти утра, в час ночи заканчивали, можно было свой маршрут разглядеть, должен был быть соответствующий цвет. Цветов было очень много – все цвета радуги. Нужный цвет – твой трамвайчик, - рассказала краевед Елена Устинова.

Интересно, что в становлении воронежского трамвая большую роль сыграл Даниил Куцыгин, тот самый, который во время Великой Отечественной войны в рядах народного ополчения пал в боях за Чижовский плацдарм. В 30-е он был одним из городских коммунальщиков и отвечал за трамвайное хозяйство.

Разрушенную во время Великой Отечественной войны транспортную инфраструктуру начали восстанавливать одной из первых. И уже в мае 1943 года открыли трамвайную линию.

Кадры, снятые в 60-е годы, показывают непривычно пустые для современного воронежца дороги: немногочисленные троллейбусы, автобусы, редкие легковые машины и даже гужевые повозки. Очевидно, что трамвай пользовался самой большой популярностью, в часы-пик вагоны переполнены. На остановке его ждали десятки человек.

На эти кадры попало крупное ДТП с участием трамвая. ЧП, судя по всему, остановило движение на всем маршруте и собрало толпу зевак. Очевидно, что подобные аварии для советского Воронежа были в диковинку. Между тем, трамвайная инфраструктура быстро развивалась. Во всех районах новостроек кипела работа – к новым кварталам прокладывали рельсы.

В 1969 году открылась трамвайная линия на Матросова. В честь этого события горожане собрались на митинг. После приветственных речей партийных руководителей и оваций толпы в путь по новым рельсам отправились первые составы. Не менее масштабная стройка развернулась в Коминтерновском районе в середине 70-ых. К новым многоэтажкам прокладывали уже не обычные рельсы, а пути для скоростного трамвая. 

– Самые яркие впечатления связаны со старыми, классическими ещё, видимо, довоенными конструкциями вагонов. Сцепки были двойные, два вагончики. Двери не открывались. Надо было вручную их закрывать, когда входил последний пассажир на остановке, он за собой дверь закрывал, они такие двустворчатые. Плата за проезд зависела от длины маршрута, так подходили с этими копеечками, говорили, мне до такой-то остановки. Билетики открывали. Уже тогда была эти примета насчёт счастливого билетика. Они были с шестизначными номерами. Чтобы сумма первых трёх цифр и сумма последних трёх цифр совпадали. Их сохраняли. Фанатичные любители считали, что надо этот билетик съесть, тогда удача придёт, - рассказал краевед Олег Казаневский.

К 400-летию Воронежа открыли Северный мост – уникальное сооружение Советского Союза. Одно из знаковых событий – первый пуск трамвая №16 по второму ярусу. Его вела женщина, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Петренко.

Тогда трамвайное движение переживало свой расцвет. Но уже в 1986 году в городе был запущен последний  новый маршрут. А в 1989-ом году получена последняя партия вагонов «татра». Проблемы начались в 90-ых: высокий износ техники, долги транспортного предприятия, задержка зарплат. Начались массовые акции протеста. Во время одной из них водители и кондукторы в утренний час пик перекрыли улицу Плехановскую с требованием выплатить заработную плату. 

Предприятие пережило 90-е, сохранило десятки маршрутов и сотни километров путей. И многие надеялись на возрождение электрического транспорта в Воронеже, но решением городских властей трамвайное движение было остановлено.

– Если честно, жаль. Вы не представляете как! До такой степени! Те, кто здесь остались – это влюбленные в трамвай, – рассказала тогда перегонщик трамваев Валентина Попова.

Землю под депо продали, рельсы и вагоны разобрали на металлолом, сотрудников уволили. В СМИ не раз писали о коррупционных схемах мошенничества, так или иначе связанных с трамвайным хозяйством города. Как бы то ни было, в мае 2009 года трамваи в Воронеже остановились навсегда.

Долгое время воронежцы надеялись на возрождение трамвая уже в виде легкорельсового метро, но эту идею чиновники оставили. Обещают: к 2025 году запустят в городе метробус.