Соломенные крыши и пение под баян. Какими были воронежские школы в советские годы
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Начальная военная и медицинская подготовка, трудовое воспитание и занятия по профориентации ждут школьников в этом учебном году. Всё это входит в так называемый «золотой стандарт знаний», который утвердили на федеральном уровне. Впрочем, всё это не ново, и в той или иной форме существовало ещё в советских школах. Как это было – смотрите в рубрике «Архив».
Воронеж, 60-е годы. Накануне Дня знаний самым популярным местом у воронежцев становится школьный базар, организованный, прямо на проспекте Революции. Озадаченные родители и деловитые дети выбирают всё, что потребуется для занятий: канцелярские товары, портфели и форму. Кто-то присматривает туфельки, кто-то примеряет белый фартук – обязательный атрибут школьного гардероба. В самих учебных заведениях последние приготовления: ученики вместе с родителями моют окна, полы и собирают парты.
На этих кадрах – новая просторная школа Воронежа. Здесь, несомненно, есть и спортзал, и учебные мастерские. В те годы это была всё еще роскошь. Например, в отчёте областного отдела образования за 67-ой год говорится о том, что в некоторых сельских школах не было не то, что оборудования – даже нормальной крыши. Здания были покрыты соломой. Впрочем, конец 60-ых и начало 70-ых называют временем расцвета общего образования. Денег на оснащение школ не жалели, вводили новые стандарты обучения. Стране нужны были не просто трудовые кадры – всесторонне развитые советские граждане – строители коммунизма.
– Дети стали на уроках музыкального обучения и воспитания слушать музыку, классическую, народную. До этого были просто уроки пения. Кто-то играл на баяне, учащиеся стояли и пели. Сидели и пели. Это ещё хорошо, если был баянист. А потом изобразительное искусство было поднято. Во многих школах создавались так называемые малые картинные галереи. Вот я заканчивал Елань-Коленовскую среднюю школу №2, у нас тоже была такая малая галерея, мы могли смотреть, спрашивать, а что здесь, как. Вольно или невольно это ощущение прекрасного входило в душу ребёнка, – рассказал директор музея истории развития образования Воронежской области Юрий Пыльнев.
Когда новая школа принимала учеников, это был большой праздник: подняты флаги, торжественно выносят знамя, ученики выстроились в идеально ровную линейку. Учебное заведение получает дорогой по тем временам подарок – телевизор. Раздаётся первый звонок.
С букетами астр и гладиолусов младшеклассники в белоснежных рубашках и сарафанах устремляются в новые классы. Там их ждет портрет Владимира Ленина на почётном месте и стенгазеты с заповедями пионера. В сельской школе 1 сентября проходит не так официозно и явно веселее – ребята идут на линейку под гармонь.
Линейка, арифмометр, таблица умножения – вот основные инструменты школьников тех лет. Качественные изменения происходят в конце 80-ых. В классах появляются первые ЭВМ. Например, «Электроника 125» – целый комплекс вычислительных машин.
– Позволяли проводить расчёты, обучение программированию. И в институте, и в школах. Они выпускались на воронежском заводе «Процессор» на Левом берегу. Поэтому в Воронеже они были достаточно распространены. Преподавать было интересно, потому что мы и сами осваивали, и студенты не просто на бумаге все это расписывали, – вспоминает доцент кафедры информационных и управляющих систем ВГУИТ Юрий Барметов.
Уровень образования в Воронежской области всегда был одним из самых высоких в стране. Помимо освоения знаний учеников приобщали к спорту и труду. Причём не только на уроках – ученики сами мыли доски и полы в классах, проходили летнюю трудовую практику. Старшеклассники могли получить профессию в учебно-производственных комбинатах. К идее трудового воспитания возвращаются – в этом году учеников с 6 по 11 класс ждут занятия по профориентации. Практические занятия планируют проводить и на предприятиях.