Скромный костюм и абсолютный авторитет. Какими были воронежские учителя в советские годы

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

4230
Вести Воронеж Анна Андреещева

За последние полвека что только не менялось в системе образования, наверное, самым громким стало введение единого государственного экзамена. Менялась не только программа, но и сам образ учителя. Но всегда в почёте оставались профессионализм и порядочность педагогов, их искренняя любовь к профессии и детям. Портрет советского учителя в рубрике «Архив».

1960-е годы. Скромно и неброско одетый, аккуратно причёсанный, сдержанный в манерах – классический образ советского учителя. Педагоги прошлых лет вспоминают: не позволяли себе ни украшений, ни юбок выше колен, ни распущенных волос. Требования к внешнему виду учителя были строгие. Ведь он должен был стать для учеников образцом нравственности, идеалом советского человека, с которого нужно брать пример.

– Мы были очень скромными, учитель – это учитель, мы должны были быть примером. У нас тогда все было немножко по-другому. У нас не было свободы. Мы приходили в школу учить детей и давать знания. Именно давать знания. Потому что сейчас есть такая тенденция, чтобы обозначить тему, а ученик сам дойдёт, докопается. Хорошо, что интернет есть. Тогда у нас не было интернета. А была указка и вербальный рассказ. Тогда уважали учителя, потому что учитель действительно был как бог в школе, – рассказала директор школы №14 Неллина Новокшенова.

60-е годы называют временем расцвета образования, тогда особое внимание власти уделяли профессии учителя. Педагогам подняли зарплаты и пенсии, для молодых специалистов строили дома. Профессия стала престижной. Авторитет учителя, особенно в сёлах и посёлках, был абсолютным. Такого человека считали представителем интеллигенции, а в стране рабочих и крестьян над ними было принято иронизировать. Вот, например, как отзывается о сбежавшей учительнице герой фильма «Весна на Заречной улице»: «Некультурно ей у нас показалось. Телевизоров нет, дома моделей тоже нет. Ателье, конечно, имеется. Но вот этого космополитического кабинета тоже нет. Опять же, хлопцы в классе заводским дымом пахнут».

Тем не менее, в педагогические институты и училища устремились миллионы советских граждан. Во многих школах были созданы так называемые  педклассы, которые готовили учителей. После освоения профессии молодые специалисты отправлялись работать в школы по распределению. На местах радушно встречали новые кадры, особенно в районах. К приезду новосёлов могли и огород посадить.  

– Готовили для них жилье, либо квартиру, либо дом какой-то снимал колхоз, даже старались какой-то участок выделить ему для огорода и засеять его, посадить что-то там. Если семейная пара приезжала, чтобы они могли осенью собрать урожай и на зиму какие-то заготовки сделать. Учителю уделялось очень большое внимание, его профессии, его жизни, а это главное. Если учитель спокоен за свои тылы, что у него дети устроены, дом свой есть, – рассказал директор музея истории развития образования Воронежской области Юрий Пыльнев.

Во все времена педагоги были общественными активистами. Их привлекали к просветительской работе не только среди школьников, но и в трудовых коллективах. Вот, например, какие задачи ставит перед коллегами заслуженный учитель Кантемировского района Ольга Бойко, которая незадолго до съёмки вернулась с 19-ой партийной конференции. 

– Нам, учителям, предстоит донести материалы съезда до всех тружеников нашего Кантемировского района, до подрастающего поколения, – сообщила она коллегам.

Советская школа осталась в прошлом. Современные реалии диктуют новые подходы к образованию. Учитель теперь ставит оценки в виртуальный дневник, работает с интерактивными панелями и пользуется не деревянными, а лазерными указками. Но всегда и во все времена бесценными оставались главные качества педагогов – профессионализм, неравнодушие и любовь к детям.