Скромный костюм и абсолютный авторитет. Какими были воронежские учителя в советские годы
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
За последние полвека что только не менялось в системе образования, наверное, самым громким стало введение единого государственного экзамена. Менялась не только программа, но и сам образ учителя. Но всегда в почёте оставались профессионализм и порядочность педагогов, их искренняя любовь к профессии и детям. Портрет советского учителя в рубрике «Архив».
1960-е годы. Скромно и неброско одетый, аккуратно причёсанный, сдержанный в манерах – классический образ советского учителя. Педагоги прошлых лет вспоминают: не позволяли себе ни украшений, ни юбок выше колен, ни распущенных волос. Требования к внешнему виду учителя были строгие. Ведь он должен был стать для учеников образцом нравственности, идеалом советского человека, с которого нужно брать пример.
60-е годы называют временем расцвета образования, тогда особое внимание власти уделяли профессии учителя. Педагогам подняли зарплаты и пенсии, для молодых специалистов строили дома. Профессия стала престижной. Авторитет учителя, особенно в сёлах и посёлках, был абсолютным. Такого человека считали представителем интеллигенции, а в стране рабочих и крестьян над ними было принято иронизировать. Вот, например, как отзывается о сбежавшей учительнице герой фильма «Весна на Заречной улице»: «Некультурно ей у нас показалось. Телевизоров нет, дома моделей тоже нет. Ателье, конечно, имеется. Но вот этого космополитического кабинета тоже нет. Опять же, хлопцы в классе заводским дымом пахнут».
Тем не менее, в педагогические институты и училища устремились миллионы советских граждан. Во многих школах были созданы так называемые педклассы, которые готовили учителей. После освоения профессии молодые специалисты отправлялись работать в школы по распределению. На местах радушно встречали новые кадры, особенно в районах. К приезду новосёлов могли и огород посадить.
– Готовили для них жилье, либо квартиру, либо дом какой-то снимал колхоз, даже старались какой-то участок выделить ему для огорода и засеять его, посадить что-то там. Если семейная пара приезжала, чтобы они могли осенью собрать урожай и на зиму какие-то заготовки сделать. Учителю уделялось очень большое внимание, его профессии, его жизни, а это главное. Если учитель спокоен за свои тылы, что у него дети устроены, дом свой есть, – рассказал директор музея истории развития образования Воронежской области Юрий Пыльнев.
Во все времена педагоги были общественными активистами. Их привлекали к просветительской работе не только среди школьников, но и в трудовых коллективах. Вот, например, какие задачи ставит перед коллегами заслуженный учитель Кантемировского района Ольга Бойко, которая незадолго до съёмки вернулась с 19-ой партийной конференции.
– Нам, учителям, предстоит донести материалы съезда до всех тружеников нашего Кантемировского района, до подрастающего поколения, – сообщила она коллегам.