Красивый и надёжный. 35 лет назад в небо впервые поднялся воронежский Ил-96-300
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Этой осенью исполняется 35 лет с момента первого взлёта Ил-96-300, одного из самых надёжных широкофюзеляжных самолётов в мире. На сегодняшний день собрано 25 машин, несколько входят в лётный отряд «Россия», один из них – борт №1, самолёт президента. Еще четыре лайнера принадлежат первым лицам Кубы. Все эти самолёты собирали на воронежском авиастроительном заводе. Такая небольшая, но уже легендарная история Ил-96-300 в рубрике «Архив».
1988 год – первый собранный борт Ил-96-300 в конструкторском бюро имени Ильюшина в Москве. В его создании участвовал и воронежский авиастроительный завод. Местные специалисты делали крылья и фюзеляж. Корпус будущей машины не решились отправлять в столицу по дороге – пришлось бы перекрывать всю трассу – его доставили по воде.
– Размер фюзеляжа – где-то порядка 60 метров в длину, шесть метров в диаметре. Переправить его наземным транспортом было невозможно. До Москвы ехать 500 км, занимать будет две полосы движения. Поэтому в ночь отправили его до Ямного, там положили на баржу, и в направлении Ростова поплыл он. Там где-то есть переход в каналы. И вышел он к Москве, – рассказал начальник агрегатно-сборочного цеха ВАСО Николай Макеев.
Появление Ил 96-300 – событие, которого ждали много лет. Разработка машины, способной перевозить на дальние расстояния максимальное количество пассажиров, началась еще в 70-ых. Она должна была стать не только самой мощной и надёжной, но и современной.
– Самолёт этот вобрал в себя все достижения научно-технического прогресса. Не так просто с ним работать, потому что степень новизны значительно превышает все то, что мы делали до настоящего времени, – рассказывал в 1988 году генеральный конструктор Ил-96-300 Генрих Новожилов.
Оборудование нового лайнера позволяет выполнять полёты в самых сложных метеоусловиях над любыми районами земного шара, с комфортом перевозить больше трёхсот пассажиров. Это сделало возможным выполнение беспосадочных перелётов между Россией и Америкой, Ближним и Дальним Востоком.
Со стапелей воронежского авиастроительного завода сошло 25 машин. Каждую, рассказывают заводчане, провожали в небо всем коллективом.
– Самолёт, уходящий в небо, провожали все свободные от работы люди, выходили на взлётно-посадочную полосу, становились и смотрели, как он уходит в небо. Это было очень красиво. И поднимало такую гордость в душе, – говорит директор музея ВАСО Светлана Гаврилова.
Каждый взлёт этой красивой мощной машины был событием не только для завода, но и для всего города. Воронежцы традиционно собирались у взлётной полосы, чтобы полюбоваться на крылатого гиганта.
О надёжности Ил-96-300 говорит, пожалуй, лишь одна фраза пилотов Министерства обороны, которую они любят повторять: эта серия Илов не убила ни одного пассажира. Между тем, в эксплуатации уже несколько лет новая модификация этой модели – транспортный Ил-96-400 с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощным двигателем. На заводе приступают к испытаниям пассажирской версии Ил-96-400 М. Правда, пока его серийное производство не планируется.