Гайд «Вести Воронеж». Как не стать жертвой «чёрной пятницы»

Охоту за кошельком покупателей начали не только магазины, но и мошенники.

1254
Вести Воронеж Елена Гончарова

Фото: Pxhere

До главной распродажи года остались считанные дни. Воронежцы в предвкушении захватывающего шопинга складывают в корзины интернет-магазинов товары, которые давно им приглянулись. Но именно в этот день, как никогда высок риск получить не удовольствие от покупок, а проблемы. К «чёрной пятнице» готовятся и мошенники. О каких опасностях надо помнить, чтобы погоня за большими скидками не обернулась большими потерями, «Вести Воронеж» узнали у экспертов.

Фальшивые скидки

Исследование цен на товары и услуги показал, что продавцы в сезон распродаж нередко завышают цену, и на месте зачёркнутой можно увидеть такую, по какой товар никогда не продавался, а значит, скидка фальшивая, рассказали в Роскачестве.

– Контролировать изменение цены можно с помощью специальных расширений для браузера или торговых агрегаторов. Но лучше делать скриншоты или даже записывать цены, поскольку в период распродаж агрегаторы могут отключать функции мониторинга цены. Записи помогут  определить, действительно ли онлайн-магазин предоставляет скидку, или же цена товара до распродажи была искусственно завышена. Сниженная цена может быть даже больше первоначальной цены, ведь продавец надеется, что большинство покупателей не отслеживает изменение цен, а обращает внимание только на плашку «скидка», – объяснил руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров.

Чаще всего фальшивые скидки можно встретить на брендовые товары, не привязанные к сезонности, ювелирные изделия, стройматериалы и крупную бытовую технику.

Сайты-двойники

Мошенники любят подделывать сайты известных магазинов. В социальные сети, на электронную почту, по смс или в мессенджер вам могут прислать ссылку и предложить сделать предварительный заказ. Умысел мошенников прост: они ждут, что человек введёт данные карты для регистрации или оплаты. Так мошенники смогут украсть у него деньги. 

Чтобы это не случилось, покупки надо делать только на проверенных сайтах. И очень осторожно подходить к любым ссылкам, которые вам присылают.

– Даже если вы получили сообщение от знакомой компании, внимательно проверьте, кто его отправил. Логотип магазина в письме вовсе не означает, что письмо действительно от него. Тщательно проверяйте сайты, на которых планируете сделать покупку. Мошенники могут подделать всего одну букву, и перед вами уже совсем другая интернет-страница, – напомнил эксперт по кибербезопасности воронежского отделения Банка России Сергей Чупахин. 

Хороший вариант – добавить адреса любимых магазинов в закладки. Или установить их мобильные приложения и делать покупки там. При этом надо помнить, что скачивать любое приложение можно только из официального источника.

Лже-техподдержка

В период акций наплыв покупателей на сайтах магазинов бывает огромным, и не исключены технические сбои, например, сумма покупки дважды списалась с карты. Покупатели начинают писать претензии в соцсетях магазина. За этими сообщениями следят мошенники, причём нередко реагируют они куда быстрее, чем настоящая техподдержка.

Преступники могут под видом сотрудника магазина связаться с человеком и выслать ссылку со специальной формой. В ней потребуется ввести реквизиты карты, якобы для того, чтобы на неё вернули деньги. Всё это выглядит как обычный сервис банковских переводов. Однако на деле страница банка, на которой предлагают провести операцию, оказывается поддельной. И вместо того, чтобы получить компенсацию, человек рискует остаться вовсе без денег.

Чтобы такого не произошло, общаться со службой поддержки можно только по проверенным каналам – в чате магазина или на его сайте.

Взлом аккаунта

Мошенники могут взломать почту человека и получить доступ к его аккаунту в интернет-магазине. От его имени они могут сделать много мелких заказов в вымышленной фирме, которую сами же и открыли. Покупки до тысячи рублей не требуют подтверждения по смс. Таким образом, пока человек ничего не заметил, мошенники могут украсть у него солидную сумму.

Если подобное произошло, надо просто отменить заказы. Некоторые интернет-магазины берут комиссию за возврат. В таком случае, надо связаться с техподдержкой и рассказать, что случилось. Если это не поможет, следует обратиться в Роспотребнадзор.  

– Чтобы избежать подобных ситуаций, желательно придумать сложный пароль для почты. А для интернет-покупок лучше всего завести отдельную карту и пополнять её на нужную сумму перед тем, как решите что-то купить, – посоветовал Сергей Чупахин.

Открытый Wi-fi

Также в воронежском отделении Банка России не рекомендуют делать покупки, подключаясь к открытому Wi-fi – мошенники могут создать поддельную сеть и перехватить данные.

– Если у вас не получается зайти в интернет через надёжную и проверенную сеть, лучше не рискуйте и отложить покупку, ущерб может оказаться куда серьёзнее, чем выгода даже от очень большой скидки, – подчеркнул Сергей Чупахин.

Если данные вашей карты стали известны мошенникам и с неё незаконно списали деньги, заблокируйте её и подайте заявку на перевыпуск. Заявление о несогласии с операцией надо написать в течение суток. Если вы никому не сообщали свои секретные данные, вам обязаны вернуть деньги. Также обязательно подайте заявление в полицию.