«Ножки Феникса» и масло. Какие продукты Воронежская область продаёт другим странам
Для региона открываются новые рынки.
Воронежцы работают на китайский стритфуд и иранских домохозяек. И за рубежом, кстати, выращенное и произведённое у нас – весьма ценят. Об этом говорит желание покупать ещё больше, например, нашего подсолнечного масла, молочки или мяса птицы. В плане экспорта для региона сейчас открываются новые рынки. Корреспондент «Вести Воронеж» узнала, что мы готовы предложить, и на что идут производители, чтобы покорить тот же Китай.
Лапки складывают в эти ящики в один слой – это важно. Только так после разморозки в продукте будет не больше 2% влаги – как нужно китайцам. Для российского рынка, кстати, допустимо вдвое больше.
Китай – крупнейший покупатель куриных лап в мире. Там их ещё романтично называют – «ножки Феникса». Это любимая закуска, деликатес – их жарят, варят, маринуют. Особенно продукт ценят за высокое содержание коллагена.
В Лисках они теперь, можно сказать, «лапки Жар-птицы». Раньше по большей части их отправляли на корм пернатым, на мясокостную муку. Сейчас это едва ли не самый выгодный продукт. Дороже, чем тушка куриц. На экспорт кроме них идут желудки и крылья. Только для Китая тут каждые сутки производят 20 тонн. Продукцию ещё отправляют в страны СНГ и Вьетнам. Говорят, у любителей лапок самые строгие требования.
– Не допускается наличие посторонних включений. Температурные режимы более жёсткие по сравнению с внутренним рынком. Производственная программа в 2024 году подразумевает увеличение объёма экспортной продукции. На сегодняшний день мы уже прошли аудит на Монголию и на страну-импортёр Оман, – рассказывает директор птицеперерабатывающего комплекса Саркис Есаян.
Масло туда едет через порт в Астрахани. Отправка раз в месяц. Судно берёт на борт до 5 тонн, ещё примерно столько же вот так разливают по бутылкам. Их поставляют в страны ближнего зарубежья, а вот Иран фасует наше масло сам.
– Иран – у них государственный запрет на закупку очищенного бутилированного масла. Они покупают сырое, но они его берут по цене практически как у нас в страны стоит очищенное бутилированное масло. Поэтому нам на Иран очень выгодно работать, – рассказывает заместитель директора маслозавода Дмитрий Ширяев.
Борисоглебского масла хотят и китайцы. Здесь говорят, пока мешают нюансы логистики – железная дорога и без того забита, а если морем, то это перегрузка в двух портах. Но воронежские аграрии всё же находят пути.
Из региона в Поднебесную сейчас уже экспортируют и рапсовое, и подсолнечное масло, ещё свекловичный жом. С растительной продукцией, кстати, своя сложность. Каждую такую партию и поле, где выросла, проверяют эксперты центра карантина растений. Ищут вредителей, болезни, сорняки. Те, на которые прежде не обратили бы внимания, теперь решают судьбу груза.
– На территории Воронежской области произрастают не карантинные сорные растения для Российской Федерации, но строго запрещён ввоз этих сорных растений на территории Китайской народной республики. Это, например, дурнишник обыкновенный, василёк раскидистый, сорго алеппское, заразиха и многие другие сорные растения, – говорит руководитель органа инспекции воронежского филиала ВНИИКР Татьяна Коробова.
Воронежский агроэкспорт это, прежде всего, масло и пшеница. Её оправляем в Латвию, Беларусь, Казахстан. Из животноводческой продукции – в тренде, в том числе, молочка. Говорят, популярность набирают йогурты. За соблюдением всех требований импортеров следят и производители, и Россельхознадзор. Несоответствие может стоить дорого.
География, понятно, поменялась. Воронежский экспорт сейчас в основном в Турцию, страны СНГ, новое направление как раз Китай. Его рынок открывается всё больше. И в правительстве региона рассчитывают, объёмы поставок туда будут только расти. В целом, кстати, экспортировать меньше мы не стали, даже несмотря на сложности.
– Санкционное давление не просто ограничивает поступление каких-либо товаров на те или иные рынки. Ещё же есть параллельные вопросы, которые просто усложняют этот путь даже в те страны, в которые мы всегда поставляли свою продукцию, и этой продукции там рады. Но в целом у нас нет снижения в долларовом эквиваленте объёма экспорта. То есть мы идём ровно по показателям прошлого года, – говорит министр сельского хозяйства Воронежской области Алексей Сапронов.
Страны-импортёры сейчас хотят ещё больше воронежского. Наше качество уже, своего рода, бренд. Последние годы, говорят эксперты, претензий к тому, что уходит из региона за рубеж, не было.