Часы от связистов и оклады икон от ВАСО. Чем удивляли воронежские инженеры

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

2501
Вести Воронеж Анна Андреещева

В разное время крупным воронежским предприятиям приходилось заниматься непрофильным производством  и выполнять уникальные заказы, такие, за которые не брался никто. Например, к нашим мостовикам обратились, когда потребовалось создать каркасы легендарных высоток Москвы, самолётостроителей попросили сделать ризы для икон кафедрального собора, а связистов уговорили придумать самые большие часы. Что из этого получилось, смотрите в рубрике «Архив».

На кадрах начала 60-ых – практически заново отстроенное после войны здание управления Юго-восточной железной дороги. Теперь его венчает башня с самыми большими городскими часами.  Это четыре циферблата, диаметр каждого – больше двух метров. А сам механизм занимает специальное помещение. В середине прошлого века сделать подобное в Воронеже было просто некому, часовых мастеров не найти. За сложный проект взялись лишь умельцы из цеха связи, автоматики и телемеханики завода «Электросигнал». 

– У нас на заводе специально установлены были первичные часы, которые посылали сигнал всем часам, которые стояли в подразделениях. Поэтому знали, что лучших в городе часовых дел мастеров не найти. Поэтому поручили нашему заводу. Поехали туда, посмотрели место. И вот наши умельцы сделали эти часы, циферблат хороший, и установили все это там, – рассказал руководитель цеха связи, автоматики и телемеханики в 1960-е годы Митрофан Москалев.

Советский механизм до сих пор работает исправно и показывает точное время уже 70 лет. Часы, как и само здание управления железной дороги,  стали узнаваемыми символами города.

История ещё одной более известной высотки тоже связана с талантами воронежских заводчан. В начале 60-ых в Москве начинается величайшая стройка Советского Союза – возводят здание Совета экономической взаимопомощи, которое в народе назовут «трилистник». Сейчас там располагается мэрия Москвы. Строители просят воронежский мостозавод изготовить каркас здания. Требование высокой точности изделий кажется невыполнимым – на предприятии нет оборудования, на котором можно выполнить такой заказ. Но местные умельцы буквально делают невозможное – создают специальные высокоточные станки. Позже они пригодятся, когда завод займется созданием каркаса здания московского телецентра и Совета народного хозяйства, в котором сейчас располагается Госдума. В новой истории мостозавод участвовал в строительстве храма Христа Спасителя.

– Мы делали эстакаду. Эстакада такая не на виду, она была сделана и закрыта дорогой. Для того, чтобы подход к храму был, вокруг храма можно было ходить, нужно было поднять местность, сделать проход. Для этого сделана эстакада. Её не видно, люди ходят, а что она там есть, знают немногие, - говорит главный конструктор завода «Стальмост» Александр Вележинский.

Ещё более удивительный факт: в возведении этого величественного сооружения участвовал воронежский авиастроительный завод, причём  самым, на первый взгляд, необычным образом. Самолётостроители изготовили для кафедрального собора русской православной церкви перила для внутренних лестниц, а также оклады и ризы икон. Необычному заказу рабочие даже не удивились, вспоминают заводчане.

– Рабочие у нас есть, литьё производится по одной и той же технологии: сначала форма, по которой изготавливается песко-глиняный формат, туда заливается металл, а затем, после остывания, его доводят до размеров отливки. А потом передают на фрезерные станки для того, чтобы обработать до заявленных чертёжных размеров, – объяснила директор музея ВАСО Светлана Гаврилова.

Универсальное оборудование позволило заводу в разное время изготавливать не только самолёты и оклады для икон, но и сельхозтехнику, катера, стиральные машинки. Заводчане, кстати, занимались даже отделкой вагонов фирменного 25-го поезда «Воронеж-Москва».

В разное время крупным воронежским предприятиям приходилось выполнять разные заказы, не связанные с основным производством, подчас выполняя эксклюзивные задачи.  К ним обращались за помощью, потому что знали: творческие и талантливые инженеры способны воплотить любую идею.