Крымский мост, «Летящий дракон» и Асуанская плотина. Воронежский мостозавод отметил 75-летие.
К инженерам обращались с самыми сложными проектами.
Одно из крупнейших и старейших предприятий региона отмечает в декабре юбилей. Мостозавод отгрузил первую металлоконструкцию для восстановления переправы на Сталинградской железной дороге 75 лет назад. С тех пор были тысячи проектов, среди них немало уникальных, тех, которые называют жемчужинами мостостроения.
1944-ый год, фронт Великой Отечественной ушел далеко на запад, освобождённый Воронеж восстанавливают после войны, запускают предприятия. Именно тогда комитет обороны СССР принимает решение о создании в городе мостостроительного завода. Его продукция очень нужна стране – по статистике за четыре года войны только на железной дороге разрушено 13 тысяч мостов протяжённостью 300 километров. Но для возведения предприятия в Воронеже нет ни рабочих, ни оборудования.
– Были станки по репарации, штампы, ножи. Их тогда получали от немцев. Много было такого оборудования, сейчас его, конечно, давно нет. Завод строили пленные немцы, венгры, румыны, Специалисты, конечно, были наши, а рабочие – пленные, – рассказал председатель совета ветеранов воронежского мостозавода Владислав Мартынов.
21 декабря 1948 года недостроенный завод отгружает первое пролетное строение для восстановления переправы через реку Чир на Сталинградской железной дороге. Этот день считают днём рождения предприятия. Недостатка в заказах нет. Со временем растет не только объём производства, но и качество. Специалистам удаётся обеспечить высокую точность сборки металлоконструкций с совпадением отверстий до миллиметра. Заводу поручают важные правительственные заказы.
– Египет попросил помощи в строительстве Асуанской плотины. Мы изготавливали металлоконструкции. И особенностью этих металлоконструкций был кабель-кран для строительства самой Асуанской плотины для подачи бетона на строительную площадку. Это был очень важный государственный заказ. Мы с честью его выполнили, – поделился руководитель проектного офиса воронежского мостозавода Сергей Муха.
Самыми массовыми становятся заказы для БАМа. Что такое байкало-амурская магистраль заводчане по-настоящему понимают, когда получают заказ на изготовление «западных ворот» – моста через Лену в Усть-Куте. И дело не только в размерах сооружения – сталь должна выдерживать рекордно низкие температуры, ниже 50 градусов. С такими материалами на заводе никогда не работали. Но это партию, кажется, не интересовало – власти требовали переправу срочно. Воронежские конструкторы сделали буквально невозможное в рекордные сроки.
Создавать мосты приходилось не только для районов со сложными климатическими, но и геологическими условиями.
– В Ульяновске двухъярусный мост уникальный. Пролетные строения 2 по 220, которые на плаву ставились. Сверху автомобили, внизу железнодорожный транспорт. Огромный уникальный мост. Очень много лет его делали. Первый вантовый мост в Санкт-Петербурге, который называли Невским, теперь Большой Обуховский. Его тоже мы делали. Две полосы вместе с Курганским заводом, – рассказал главный конструктор воронежского мостозавода Александр Вележинский.
Этот опыт пригодился мостовикам для изготовления конструкций олимпийских объектов в Сочи. И, конечно, история завода была бы неполной без этой жемчужины мостостроения. Воронежцы создали арки Крымского моста.