Самое интересное о жизни региона. Воронежской телестудии – 65 лет

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

1928
Вести Воронеж Анна Андреещева

65 лет исполняется нашей воронежской телестудии. 26 декабря 1958 года отсюда началось регулярное вещание. В рубрике «Архив» мы вспоминаем, как это было. О работе в кадре и за кадром рассказывают ведущие, режиссеры и операторы. 

1964 год.  В редакции никого – свободный гардероб, пустынные коридоры,  порядок на столах. Такие тихие минуты в студии – большая редкость и бывают, пожалуй, только послу полуночи и под утро. Начинается рабочий день. С планёрки буквально выбегают журналисты, получив редакционные задания, суета в коридорах, стучат пишущие машинки, техники проверяют оборудование, в студии настраивают свет, камеры и звук, а к главному подъезду съезжаются машины, чтобы забрать операторов и корреспондентов на съемки. 

За 60 лет по сути ничего не изменилось. Те же коридоры, по которым спешат озадаченные журналисты, те же кабинеты, в которых ни на секунду не прекращается работа, та же напряжённая, энергичная и творческая атмосфера. Тем, кто заходит сюда первый раз, может показаться хаосом всё, что здесь происходит. Но основной принцип работы новостей, да и всей студии: жёсткая дисциплина и чёткое разделение обязанностей.

Эта история началась ещё в 1954 году. Тогда в Воронеже появился любительский телецентр, который располагался в квартире на углу проспекта Труда и Московского проспекта. Со временем стало ясно, что городу нужен большой профессиональный телецентр. В 1956 году выходит соответствующий приказ Министра культуры, и начинается строительство телевышки и здания №114 по улице Карла Маркса. 

– В 56-ом году в моей трудовой книжке появилась запись, что я назначен начальником дирекции строящегося телецентра. Строили его по остаточному принципу. Что это значит? Половину давало государство. А половину  добывайте у своих местных предприятий, – рассказал директор Воронежского областного телецентра Аркадий Беспамятнов.

Регулярное вещание из нового телецентра началось 26 декабря 1958 года. В прямой эфир вышла первая программа. 

– Режиссёр сказала: «Внимание, включаю микрофон». Это значит, выходить  в эфир, загорелся красный огонёк. Это был сигнал, что я уже в эфире. Такое состояние было – в зобу дыханье сперло, – вспоминает диктор и режиссёр Воронежского областного телецентра Елена Александрова.

– Первая передача называлась «К боям за изобилие готовы!» Были времена Никиты Сергеевича Хрущёва, надо было обогнать Америку. Всё говорилось по тексту. Но, тем не менее, время идёт, все ставит на свои места, – рассказал о тех днях главный режиссёр Воронежского областного телецентра Виктор Золотарёв.

Сейчас трудно себе представить, насколько это было важное событие. Региональных телестудий в стране мало, да и самих телевизоров тоже. В 60-ых у воронежцев насчитывалось не больше тысячи КВН-ов. Тогда эти ящики с чёрно-белым изображением и наполненной дистиллированной водой линзой казались чудом. Смотрели не столько передачи, сколько, как тогда говорили, сам телевизор. Перед ним собирались всей коммунальной квартирой, а то и домом.

Кроме того, передатчик сигнала с воронежской телебашни обеспечивал изображение лишь в радиусе 65 км. Так что большая часть жителей области знала о телевидении лишь понаслышке.

Все, что показывали на экране, казалось интересным. Впрочем, таким оно и было. Из воронежской студии шли не только новости, но и общественно-политические программы, художественные фильмы, концерты, собственные телепостановки. Специально для телевидения авторы писали пьесы, а режиссёры разыгрывали спектакли. Никто понятия не имел о видеозаписи, сюжеты снимали сначала на широкую 35-миллиметровую негативную плёнку. Она невероятно ценилась и выдавалась строго по норме. Например, на сюжет в одну минуту можно было взять пленки не больше, чем на две минуты – один к двум.  

Техника была очень тяжёлая. Например, студийная камера со штативом весила под 250 кг. У операторов не было возможности сделать отъезд или наезд. Чтобы сменить крупность плана, им приходилось менять объективы или передвигать всю эту громадину, причём абсолютно бесшумно. Был даже специальный человек, который переносил кабель, чтобы он не шуршал по полу во время прямого эфира.  

– Правила движения очень простые – никого не задавить и не уронить оператора. Потому что кран по высоте поднимался, у оператора специальная педаль была, он её нажимал. А у меня блокировка. Руль, педали – стоишь, как в автомобиле. Оператор не видит, когда поднимается. А вдруг светильник? Блокируешь – он останавливается, – вспоминает главный оператор Воронежского областного телецентра Борис Обедников.

В 60-х штат сотрудников воронежской телестудии был в несколько раз больше. В нём, например, были столярные и швейные цеха, художники, которые создавали декорации к каждой программе. В основном использовали дерево и нетканые материалы. Картонный  теремок и деревянный мостик, например, сделали специально для одной из самых популярных программ, редакцию которой буквально заваливали письмами самые маленькие телезрители, – «Сказок кота Мурлыки». 

Для каждой программы в студии выстраивали декорации, а затем их меняли, перенося с места на места огромные деревянные панели, мебель и занавесы. Ещё недавно по этим коридорам невозможно было пройти через нагромождение всевозможных конструкций. Теперь необходимость в них отпала. Современная студия представляет собой пространство из стеклянных панелей и светодиодных экранов. А всё, что может потребоваться ведущему в кадре, художники создают виртуально.

Но вернёмся в прошлое. На этих кадрах 1964 года со двора телецентра выезжают два автобуса. Они буквально напичканы техникой: камеры, штативы, пульт режиссера и звукорежиссера, осветительные приборы, всевозможные микрофоны, переключатели, антенны. Всё это называется коротко – ПТС – передвижная телевизионная станция. В этот раз она отправляется на экскаваторный завод. Там оборудование установят, подключат, прогреют и настроят.

Режиссёры продумают мизансцены и отрепетируют всё, что будет происходить в кадре. И только потом начнётся главное – прямой эфир. Воронежские телевизионщики не раз выходили на центральное телевидение, как говорили, «на Москву» и даже «Интервидение». В Союзе, например, невероятно популярной была программа «Под Воронежем у нас» о работе колхоза «Семилукский». Её  ведущей была диктор Галина Поваляева.

– Мы работали в прямом эфире. Вот передача объявлена, а у тебя 38,8, скажем. И что делать? А  ничего. Идти и работать в прямом эфире с этой температурой. На улице под дождём. Камеры поставили. Дождь пошёл, снег, и что? В эфире программа, люди смотрят. Выходишь, работаешь, мокнешь, ёжишься, да ещё в лёгком в чем-нибудь, в нарядном. В противовес всему огромная радость встречи с морем людей, которые и лучше тебя, и умнее тебя, и достойнее тебя. Это такая школа жизни! – рассказала диктор Воронежского областного телецентра Галина Поваляева.

Конечно, как и любое советское СМИ, местное телевидение было цензурировано, большая доля эфира приходилась на так называемые «партийные» темы. Но воронежские журналисты всегда старались быть ближе к своему зрителю, поднимать острые бытовые проблемы. Например, программа «Общественная приёмная» создавалась на основе вопросов воронежцев, на которые в прямом эфире приходилось отвечать представителям власти. При этом они нередко краснели, извинялись и  принимали непростые для себя решения.

Новая эпоха для воронежского, да и всего телевидения наступила с появлением видеомагнитофонов, то есть возможности для записи и перезаписи. А в  1978-м – очередное новшество – выходит первый цветной выпуск новостей. Это была настоящая революция. Ведь для этого потребовалось обновить всю аппаратуру в студии, да и вообще работать по-новому. Заново учились снимать и проявлять цветную киноплёнку, ставить свет и гримировать дикторов.

Благодаря энтузиазму и профессионализму воронежских телевизионщиков этот этап прошёл быстро, и уже на Олимпиаде-80 наши специалисты работали на высочайшем уровне, ведя прямые трансляции с главного спортивного события мира. Тогда же, в 80-ых, студия стала ещё больше, вещание началось на всё Черноземье, были открыты корпункты в Липецке, Тамбове и Белгороде. Сейчас в этих областях свои телекомпании, но когда-то местное телевизионное вещание там началось именно из Воронежа.

90-е годы называют «золотыми» в истории телевидения. Появились новые технические возможности. Например, в программе «Вечерний Воронеж» устраивали настоящие интерактивы со звонками от телезрителей. Кроме того, свобода слова позволила поднимать самые разные злободневные темы. Когда еще в эфире могли появиться танцы в стиле брейк, сеансы экстрасенсов и ведущие в брюках.

– Работа современного телецентра продолжается в рамках всероссийской государственной телерадиовещательной компании, холдинга ВГТРК. Мы делаем новости, общественные и просветительские программы. К нам присоединился новый, как сказали бы наши предшественники, «цех» – интернет-редакция. Мы продолжаем фиксировать и сохранять события каждого проходящего дня, – говорит ведущая программ ГТРК «Воронеж» Ольга Зубкова.

Телекомпания хранит огромные видеоархивы, на которых запечатлены события последних 60 лет жизни всего региона. Мы находим интересные сюжеты, кропотливо восстанавливаем их по кадрам и показываем вам в рубрике «Архив».