Забыть или возродить. Какая судьба у заброшенных ДК в Воронеже
В советское время Дворцы культуры были лучшим местом для досуга.
В этом году заброшенный, но не забытый воронежцами Дворец культуры имени Кирова отметит юбилей – 70 лет. Сейчас с него сняли охрану, тем самым, подписав зданию приговор. Если раньше, несмотря на то, что доступ в него был ограничен, вандалы всё равно умудрялись портить вид Дворца, то сейчас вообще руки у них развязаны. Дадут ли этому зданию и другим брошенным ДК второе дыхание, и нужны ли они городу – узнала корреспондент «Вести Воронеж».
Между тем Дворец Кирова в этом году отметит юбилей – 70 лет. Открытие состоялось в марте 1954 года. Как и другие ДК, он стал местом притяжения. В 1964 году известный советский режиссёр Василий Шукшин именно здесь представил свой фильм «Живёт такой парень». Здесь работали кружки, проходили различные праздники и торжества. Работали спортзал, библиотека, музей, было два зрительных зала. Стиль – сталинский ампир, для того времени типовой проект.
Многие воронежцы помнят также масштаб и красоту этого здания – французские шторы, лепнину, бра, лестницы с балюстрадами, паркет и огромную хрустальную люстру в зрительном зале. Сейчас же от всего этого мало что осталось: пол шаткий, на нём много разбитого стекла и мусора, стены изрисованы вандалами, штукатурка везде облезла. В такое состояние здание пришло после пожара в 2006 году, после которого ДК перестал работать.
Архитектор Михаил Баграмян считает, что обновить их несложно и получились бы прекрасные объекты. Проблема, как обычно, в деньгах.
– ДК «Машиностроителей» показывает, как минимальными средствами можно достаточно качественно перезапустить этот объект. И ДК «Машинстроителей», и ДК «Электроника», и ДК Кирова, которые рассматривались в нашем проекте, действительно могут стать точками притяжения за имением достаточно минимальных средств. Мы можем это сделать. Надо понимать, как работает такая социо-культурная архитектура, – говорит ведущий архитектор проекта "Исследование идентичности в типовом Михаил Баграмян.
Поскольку власти вкладываться в это, судя по всему, не хотят, вложиться готов бизнес. Например, ДК «Электроника» интересен предпринимателю Эдуарду Толоконникову – концессионеру парка «Дельфин». Здание-призрак явно не украшает благоустроенную территорию. Проблема в том, что ДК находится в частной собственности, однако обсудить его будущее не с кем. Владелец просто не отвечает на звонки и письма.
– Очень было бы здорово, если были удалось договориться и выкупить это здание. Далее либо передать в концессию, либо сдать в аренду. Очень хотелось бы на этом месте, в этом здании сделать досуговый центр. Это прекрасная тема: она про детей, про взрослых, про умное и комфортное времяпровождение, – говорит Эдуард Толоконников.
В мэрии, например, считают, что острой необходимости в этих ДК нет. Конечно, если кто-то вдруг отдаст их муниципалитету – будут рады. Особенно, если здания уже будут отремонтированы.
– Деятельность этих ДК должна подпитываться серьёзной материальной поддержкой. И раньше это ложилось, конечно, на заводы, на которых были эти Дворцы культуры. В 90-е годы, конечно, очень многое меняется в нашей стране. И долгое время это здание живёт за счёт аренды. Чего там только не было. Там была банька, там был огромный зал с секонд-хендом. Ну, и какие-то помещения там сдавались под офис, под парикмахерские, – вспоминает краевед Ольга Рудева.
В 1975 году в РСФСР было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 90-х осталось 72 тысячи, сейчас – не больше 40 тысяч. Они стали не нужны – не только властям, но и жителям. Время изменило их назначение – в ДК Коминтерна сейчас ночной клуб. А на месте ДК 50-летия Октября скоро построят многоэтажки.