Ремонта не будет. Почему переход у автовокзала превратился в позор Воронежа

История одного сооружения.

Фото: «Вести Воронеж»

Запах ржавчины, разрисованные стены, разрушающиеся лестницы – это «визитная карточка» надземного перехода у Центрального автовокзала. Воронежцы продолжают жаловаться на аварийное состояние сооружения, а мэрия на вопросы жителей города отвечает неохотно и невнятно. «Вести Воронеж» вспомнили историю перехода у автовокзала и попытались разобраться, какое будущее его ждёт.

Воронежский коллайдер

О том, что возле автовокзала построят надземный переход, воронежцам сообщили в 2008 году. Местные жители этому обрадовались – новая конструкция гарантировала пешеходам безопасность. Однако на этом хорошие новости закончились.

Заказчиком проекта стала ГИБДД России, проектом будущего сооружения и поиском подрядчиков занялась московская компания. На строительство выделили 82 млн рублей из федерального и областного бюджетов. Это, казалось, баснословные деньги – ведь красивый переход с лифтом у ТРЦ «Московский проспект» стоил немногим дороже 60 миллионов. И на какое-то время он даже стал излюбленным местом для фотосессий.

Переход у автовокзала открыли в 2010 году – без торжеств и перерезания красной ленточки. Воронежцы сразу раскритиковали новую конструкцию, в которой не оказалось ни лифтов, ни вентиляции. Жители города окрестили бесполезное сооружение «воронежским коллайдером» и заявили, что пользоваться им не собираются. 

Ещё до открытия конструкции, в 2009 году, вице-мэр Алексей Котенко высказал недовольство состоянием надземного перехода на совещании у губернатора Алексея Гордеева. Тогда глава области согласился с претензией и назвал конструкцию бессмысленной, а потраченные на строительство деньги – выброшенными на ветер. Алексей Гордеев пообещал исправить ситуацию. Однако к вопросу о сооружении больше не возвращались.

«Ничейный» переход

С момента открытия перехода не было известно, кто несёт за него ответственность. Мэрия включила объект в городскую казну только в 2011 году.

Через семь лет чиновники городской администрации перенаправляли многочисленные жалобы воронежцев из мэрии в управу Коминтерновского района и обратно. Никто оказался не готов взять ответственность за исправление ошибок при строительстве.

Начало конца

Ещё в 2018 году воронежцы начали бить тревогу – некогда прозрачные витражные конструкции покрылись сантиметрами пыли, пластик исписали и с внутренней, и с внешней стороны, обклеили объявлениями, а лестницы начали ржаветь.

Переход иногда напоминал свалку и пристанище для бомжей, ходить мимо спящих маргиналов было неприятно. С каждым годом становилось всё только хуже.

Попытки избавиться от перехода

Непривлекательный надземный переход, наконец, решили отремонтировать в 2022 году. Тогда сооружение осмотрели специалисты контрольно-счётной палаты и пришли к выводу, что необходимо заменить все заржавевшие конструкции и изрисованные поверхности – фактически весь переход. Работы должны были начать в 2023 году. Однако чуда так и не случилось – переход остался в удручающем состоянии. 

В 2023 году сооружение попытались отремонтировать иначе – и решили сдать в концессию. Но инвесторов, конечно, не нашлось: поэтому конструкция осталась в собственности города и в плачевном состоянии.

Несостоявшийся бизнес-проект

Надземный переход у автовокзала мог стать большой рекламной конструкцией. На сооружение планировали повесить медиафасады, они бы помогли концессионеру окупить вложения в обновление перехода. Однако нет инвестора – нет рекламы. В мэрии заявили, что сейчас размещение экранов даже не обсуждается.

Решение снести

Позже конструкцию и вовсе решили снести, но сроков демонтажа в мэрии назвать не смогли. Необходимость сноса объяснили запуском метробуса в Воронеже – переход стал бы помехой для нового транспорта. В 2024-м надземный переход всё ещё цел и так же ужасен.

И на вопрос о его судьбе чиновники внятного ответа дать не могут. Говорят, качественный ремонт требует «довольно серьёзных вложений», а инвестора найти не удаётся, сообщили журналисту «Вести Воронеж» в мэрии. Кроме того, принять решение о ремонте или сносе перехода мешает недоработанный проект метробуса.

Получается, судьба надземного перехода так и останется неизвестной, пока в мэрии не определятся, что делать с инфраструктурой для метробуса. Если последний вообще появится в Воронеже.