Блины с дымком и чучело из стеблей подсолнечника. Как в Воронежской области отметили Масленицу
Фестиваль в Острогожском районе собрал более сотни гостей.
У православных начался Великий пост. По традиции предшествует ему праздничная масленичная неделя, издревле на Руси ходили в гости, пекли блины, радовались и провожали зиму. Многие обычаи и обряды сохранились и до наших дней, некоторые уже в современной интерпретации. Как переосмыслили народные традиции энтузиасты из Острогожского района и чем заманили на свой фестиваль больше сотни гостей со всей области – в сюжете «Вести Воронеж».
Сколько блинов за масленичную неделю съели воронежцы, не счесть, но попробовать приготовленные на финских свечах, с дымком, могли, наверное, только здесь. Устройство нехитрое – в берёзовых пеньках делают два отверстия, а внутри разводят костёр.
– Я его дожёвываю и чувствую этот дымный привкус. Вообще я первый раз в жизни ем блины, приготовленные таким способом. Обычно, это долгий-долгий процесс на плите, а здесь это кажется всё очень легко и очень вкусно, – говорит Ольга Мацкевич.
Подкрепились – теперь можно и на гору забраться, и песню затянуть.
Здесь и весенние заклички – так в народе называют песни, призывающие весну, и сами масленичные песни. Было принято петь величальные – чтобы похвалить молодые семьи, а для тех, кто пару себе не нашёл – дразнилки, для мотивации.
– Свадьбы игрались в определённый период времени. И, соответственно, если в это время люди не выбрали свою пару, или девка отказала, тем, кто к ней сватался, таких парней и девок корили. Вешали колоду на шею. От колоды можно было откупиться. Но если не откупаешься, ходишь всю неделю с этой колодой, стучишь, показываешь всем, какой ты негодяй, – рассказала Анастасия Сафронова.
Из традиционных забав есть практически все и, конечно, самое главное испытание для ловких и выносливых мужчин. Под силу оно оказалось далеко не всем.
А слабый пол здесь такой только с виду, но когда захватывает азарт – тут не до стереотипов.
Кто от игр устал – мог узнать об истории древнего народного ремесла и своими руками сделать памятный сувенир.
Традиции создания кукол из талаша – высушенных кукурузных листьев – больше тысячи лет. Сначала их делали индейцы. Затем традиция распространилась по всему миру. У нас же кукурузы не было, при чём же тут Масленица? Ну мы раньше делали из соломы и из лыка. Эту куклу мы ставили в доме, и она нас оберегала. Через год такую куклу сжигали, и считалось, с этой куклой мы сожжем все неприятности, все невзгоды и болезни.
После замачивания материал становится податливым и пластичным. На первый взгляд задача не из простых – дело требует усидчивости и ловкости рук. Но после мастер-класса справляются и самые юные рукодельницы.
На сцене юные артисты. Злой дракон съел солнышко, но благодаря любви и дружбе его всё-таки удалось спасти – таков сценарий постановки.
Организаторы Масленицы признаются: хотели привнести в любимый народный праздник что-то своё, а не делать карикатуру.
– Та масленица, которая часто проходит сейчас, это, скорее, реконструкция. А мы не реконструируем, мы берём суть и современным языком передаём, – рассказал организатор фестиваля Илья Трушевский.
– Мне кажется, что сейчас может у человека быть идея о том, какая народная культура может быть сейчас. То есть без каких-то специальных символов вышитых и прочее. Это совершенно неважно, – считает организатор фестиваля Наталья Самотуга.
Конечно, кульминация праздника, которую с нетерпением ждали уже замерзающие гости – сжигание Масленицы. После этого ритуала официально начинается весна. Чучело олицетворяет все проблемы и беды, накопившиеся за год, поэтому славяне никогда не рисовали ему лицо – боялись взглянуть в глаза своим страхам.
Обычно на Масленицу сжигают тряпичные куклы. На это восьмиметровое чучело ушло два прицепа стеблей подсолнечника и больше месяца работы. Кстати, вспыхнуло оно как спичка и прогорело буквально за две минуты. В старину оставшуюся золу развеивали по полям в надежде на хороший урожай. От такого удобрения точно будет больше пользы, чем от сгоревшей ткани.