«Чудак на букву “м”». Кто из воронежцев покорил космос вслед за Гагариным

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Важнейший советский, а теперь и российский праздник отметила страна – День космонавтики, приуроченный к первому полету человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории совершил орбитальный облет планеты Земля. Не без помощи воронежцев. Что и кто связывает наш город с легендарной историей освоения космического пространства – в рубрике «Архив». 

Событие, потрясающее мир, – на корабле «Восток-1» в космос впервые отправляется человек. На околоземную орбиту корабль выводит двигатель третьей ступени, собранный в Воронеже. Именно в этот момент Юрий Гагарин произносит знаменитую фразу: «Косберг сработал». Семён Косберг возглавлял воронежское конструкторское бюро. Под его руководством воронежские специалисты в рекордные сроки и с минимальным инструментарием сконструировали и собрали уникальный агрегат, который вывел человека в космическое пространство.

– Конструкторы сидели за кульманами, на арифмометрах выводили расчёты изделий, которые они делали. Это всё было достаточно примитивно. Но был колоссальный задор – «надо, надо». И работали, делали. Не нужно было никого агитировать, – рассказывает ветеран КБХА Анатолий Сысоев.

Спустя три года после полёта Юрия Гагарина в космос отправляется воронежец – первый гражданский беспартийный космонавт. Даже не лётчик – учёный, изобретатель, инженер-разработчик, который решил сам испытать свое творение, – Константин Феоктистов. Впервые в истории полет проходит без скафандров.

– Если говорить об обязанностях учёного, то тут у меня будет другая задача – посмотреть из космоса на землю. Это оказывается важным для разработки и построения систем астроориентации, астронавигации для космических аппаратов, – говорил Константин Феоктистов. 

Дружил с Юрием Гагариным и Константином Феоктистовым, дважды летал в космос ещё один знаменитый уроженец воронежского края – Анатолий Филипченко. На кадрах его уже после возвращения на землю встречают в родном Острогожске. В одном из интервью он вспоминал: начинал карьеру летчиком истребителя, был настолько отчаянным и рисковым, что его позвали в отряд космонавтов. Несмотря на карьерные перспективы в авиации, согласился не раздумывая. 

– Мы здесь посоветовались, решили предложить вам высокую должность. Я говорю: «Стоп, товарищ командующий, я дал согласие в отряд космонавтов». Кадровику говорю: «Ты посмотри на этого чудака на букву "м". Мы ему предлагаем такую перспективу, большим командиром, а он связался с каким-то пионерским отрядом!» – говорил космонавт, дважды Герой Советского Союза Анатолий Филипченко.

С «пионерским отрядом» был связан ещё один воронежец. Александр Скворцов вместе с Анатолием Филипченко проходил подготовку, но в космос так и не полетел.  

– Мы все, кто был в отряде космонавтов, были дружной семьей. Никто никого не подсиживал, всегда друг другу помогали, что бы ни случилось, – рассказал лётчик-снайпер, слушатель третьего отряда космонавтов Александр Скворцов.

Пока воронежцы осваивали космическое пространство, на земле местные специалисты трудились над усовершенствованием ракетных установок. На КБХА разработали ядерный ракетный двигатель, на механическом заводе начали серийное производство двигателей для ракеты-носителя «Союз». В 1988 году запущен в космос легендарный комплекс «Энергия-Буран». Первый и единственный в истории многоразовый космический транспортный корабль, совершивший полет без пилотов. 

Ни один полёт в космос не случился бы без воронежских инженеров. Они не прекращают разработки и продолжают удивлять мир новыми конструкторскими решениями. На днях с космодрома Восточный впервые стартовала тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5». Для неё в воронежском конструкторском бюро химавтоматики разработали и изготовили двигатель третьей ступени, агрегаты для первой, второй ступени, разгонного блока. Её запуск называют новой страницей в отечественной космонавтике.