Легенда мостострения. Воронежец, обошедший на Всемирной выставке в Париже самого Эйфеля
Лавр Проскуряков должен был стать сященником, но совершил прорыв в науке
В апреле 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, на которой 35 стран мира представили свои лучшие инженерные разработки. Среди прочих там, например, была Эйфелева башня. Тогда Гран-при и золотую медаль получил воронежец. Мост, созданный по его чертежам, произвёл настоящий фурор и перевернул мировое мостостроение. История Лавра Проскурякова, паренька из глухой воронежской провинции, в рубрике «Архив».
1858 год. В отдалённом селе Воронежской губернии рождается мальчик, которого по святцам нарекают Лавром. Судьба его, кажется, незавидна и предопределена. В семье 18 детей, прокормить их и тем более обеспечить достойное будущее практически невозможно. Отец – священник, а служба в церковном приходе не приносит большого дохода. Единственная дорога в жизнь для юного Лавра – идти по стопам отца.
Мальчик отправляется в земскую сельскую школу, оттуда – в двухклассное училище. Наконец, исполняется мечта родителей – отпрыск поступает в Воронежскую духовную семинарию. Там дают широкое общее и очень хорошее образование. Например, медицину преподает сам профессор Федяевский. Среди предметов физика, геодезия, геометрия, математика и даже основы сельского хозяйства.
– Священник должен был быть не только духовным пастырем, он должен был знать, как помочь крестьянину измерить площадь надела, оказать первую медицинскую помощь. Это было время атеизма. Мы вспоминаем Тургенева «Отцы и дети». Все были помешаны на атеизме, в том числе это веяние проникло и в среду студенческой молодежи, которая училась в духовных семинариях, – рассказал директор музея истории развития образования Воронежской области Юрий Пыльнев.
Уходили в светские учебные заведения. Так поступает и юный Лавр, увлекшись точными науками. Он отправляется в Санкт-Петербург поступать в институт инженеров путей сообщения, одно из лучших учебных заведений страны. Туда его, конечно, не принимают. Два года он готовится и все-таки поступает. Студент показывает успехи во многих дисциплинах, но наибольший интерес проявляет к строительству мостов. Первые два проекта он создает по образцам своего учителя, но быстро понимает, как принципиально изменить конструкцию.
– В XIX веке были приняты фермы, пролетные строения, с очень нагруженной решеткой, там было очень много элементов. Благодаря развитию расчётов Лавр Дмитриевич Проскуряков упростил эти фермы, они стали более простой конструкции, более мощные элементы, но более простые. Благодаря этому конструкции пролетных строений более рационально несли свою нагрузку. Лавр Дмитриевич пришел к выводу, что лучше делать фермы арочного вида, – объяснила профессор кафедры «Мосты и тоннели» Российского университета транспорта Галина Емельянова.
Это не только красиво, но и экономически выгодно. Но идею в Министерстве путей сообщения оценили не сразу – Лавру Проскурякову приходится в жарких спорах доказывать свою правоту. Вскоре по его проекту стоят первый мост через реку Сулу. Тогда ещё мало кто понимает, что это начало новой эпохи мостостроения.
Вскоре открывается второе высшее учебное заведение министерства путей сообщения – Императорское московское инженерное училище. Сейчас это Российский университет транспорта. Лавр Проскуряков становится его первым профессором и создает самую современную по тем временам механическую лабораторию. Перед ним стоит непростая задача – в кратчайшие сроки подготовить квалифицированных специалистов для строительства Великого Сибирского пути, Транссиба. Учиться здесь необыкновенно престижно. Инженеры-железнодорожники были элитой страны, если не по статусу, то по образованию.
Учебная программа по важнейшему предмету – строительной механике – Лавра Дмитриевича не устраивает. Он исключает из нее малозначащие разделы, перерабатывает, дополняет и создаёт свой уникальный курс лекций с упражнениями и наглядными расчетами.
«Коротко, сжато, ничего лишнего, все необходимые сведения поданы концентрированно, в ясной и доступной форме», - оценил тогда новую программу академик Евгений Патон
Тем временем в Российской империи начинается строительство Великого Сибирского пути – железнодорожной транспортной артерии между Европой и Азией. Проект невероятно дорогой и трудоёмкий, на него работает вся промышленность страны, лучшие инженеры. Одни из самых сложных участков будущей магистрали – мосты. Перед строителями встает Енисей – широкий, глубокий, быстрый, своенравный, с мощным ледоходом и большим паводком. Перекрыть такую реку, подчинив стихию, берётся Лавр Проскуряков. Его проект критикуют, многие в нём сомневаются. Но настойчивый инженер стоит на своем и создает настоящее чудо – мост, который производит фурор во всем мире.
– Смелость в чём? В возможности перекрыть большие пролёты. Точный расчёт и выбор оптимального соотношения количества пролётов и опор позволило появиться такому уникальному сооружению, – рассказал заведующий лабораторией кафедры строительной механики Российского университета транспорта Александр Фимкин.
1900 год. Париж, Всемирная промышленная выставка, ставшая символом наступившего XX столетия. 35 стран-участниц, 50 млн посетителей. Российской империи как передовой державе мира выделяют самую большую площадку для экспозиции – 24 тыс. квадратных метров. Посетителей поражали макеты Московского и Казанского кремлей каждый в 4 тыс. квадратных метров, целые улицы с теремами и хоромами.
«Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела», – писала тогда французская газета Liberte
Весь мир говорит об экспозиции министерства путей сообщения – восторг вызвали копии новейших тепловозов и электровозов, проект Транссиба и модель Енисейского моста. Специальный комитет во главе с Гюставом Эйфелем приходит в восхищение.
«При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение. – Боже мой, да это же чудо! – воскликнул Эйфель, доселе не имевший равных себе в мостостроении. – Где этот гениальный конструктор… позовите его сюда ….. Когда Проскуряков, смущённый, подошел к группе учёных-светил, Эйфель сказал в его адрес: «Этим проектом вы сразили меня… победа за вами!...», – вспоминал историк техники и изобретений Шимон Гойзман.
– В музее есть уникальный экспонат, который был прислан сюда на имя императорского училища Гюставом Эйфелем. Это книга с автографом, где рассказывается о строительстве 300-метровой башни. Тогда она не называлась Эйфелевой, – рассказала заместитель заведующего музеем Российского университета транспорта Галина Маламед.
«Господину директору Московского училища путей сообщения Николая II. Соблаговолите, господин директор, принять в дар книгу, которая предназначена не для широкой публики, и примите заведения в моём глубочайшем почтении. Гюстав Эйфель», гласит подпись на книге.
За свой проект Лавр Проскуряков был удостоен Гран-при и большой золотой медали Всемирной выставки. После этого по всей стране стали появляться похожие сооружения. Именно к Лавру Проскурякову обращаются, когда для московской окружной железной дороги нужно создать два моста. К ним предъявляют особые требования, ведь с них открывается панорамный вид на город. Лавр Дмитриевич создает шедевр – мосты-близнецы Андреевский и Краснолужский, которые тут же окрестили «проскуряковскими».
Мосты-близнецы до сих пор функционируют и более того – являются достопримечательностью столицы. За сто лет они претерпели изменения, их перенесли, переименовали, реконструировали, но общий вид остался практически без изменений.
В России завершается строительство Транссиба. Остается перекрыть Амур – реку с суровым характером, сильным течением и сокрушительным ледоходом. Обращаются снова к Лавру Дмитриевичу, который создает не просто переправу – мост, который назовут «амурским чудом».
– Его идеи сразу пошли в мировое мостостроение. И оказали огромное влияние на мостостроение во всем мире. Когда была в Сиднее, там мост через пролив – вот просто мысль Лавра Дмитриевича – она вся там, как на ладони. Те принципы расчётов, которые Лавр Дмитриевич разработал, все используются и поныне. Вы скажете: «О! Да у нас сейчас компьютеры!» Да, но в этих алгоритмах расчета заложены принципы, разработанные Лавром Дмитриевич Проскуряковым, - рассказала Галина Емельянова.
В 1986 году Министерство культуры РСФСР признало Енисейский мост в Красноярске памятником инженерной строительной техники и отечественной архитектуры. В 2001-м его внесли в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он упоминается в «Атласе чудес света». Но в 2007-м году один из самых знаменитых мостов мира был признан аварийным, и его разобрали.
Рядом со знаменитым сооружением появился новый железнодорожный мост, старый отправили на металлолом, единственный его фрагмент хранится теперь в Музейном центре Красноярска.
Великий мостостроитель скончался в 68 лет, почти все его творения кроме двух московских мостов признаны аварийными и разобраны. Но разработанные им инженерные решения живы до сих пор и стали основой отечественного мостостроения. В Воронеже хотели увековечить память легендарного земляка – создать интерактивный музей, одновременно памятник великому инженеру и обучающий центр для студентов. Но денег не нашли. О знаменитом земляке воронежцам напоминает лишь небольшая табличка на здании бывшей духовной семинарии.